БОЙ С ТЕНЬЮ

Nov 10, 2011 09:42

БОЙ С ТЕНЬЮ
Их слышно по грохоту барабанов.


Каждый день после обеда в палаточном городке движения «Оккупируй Уолл-стрит» начинается концерт: собирается дюжина музыкантов и начинают бить в тамтамы, барабаны, бочки, к ним присоединяется еще кто-нибудь с саксофоном, рядом отплясывают несколько девушек. Барабанщики сыгранные, получается у них довольно неплохо. Рокот отражается от стен небоскребов, обступивших нью-йоркский Цуккотти-парк (он же площадь Свободы - старое название, употребляемое протестующими), но уже за пару кварталов теряется в шуме строительства - через дорогу до 11 сентября 2001 года стояли «близнецы», теперь там возводят новый деловой квартал.


Сам парк, кстати - одно из показательных проявлений верховенства права в США, сколь бы пафосно это ни звучало. Если кто-либо строит высотное здание, то он просто обязан оставить перед ним пространство для публичного пользования, чтобы не перекрывать свет близстоящим домам. Судя по обилию сквериков и парков, разнокалиберных площадей и площадок даже в самых многоэтажных частях города, закон выполняют все.


«Оккупанты» живут на площади по договоренности с ее владельцами. Состав воистину пестрый: неформалы всех мастей, от самой отъявленной панкоты до светящихся чистой аурой волосатых людей, словно сбежавших сюда из 1960-х, профессиональные уличные политики, бодрые пенсионерки, студенты, ветераны иракской и афганской войн. В городке есть и «народная библиотека», и кухня, и информационный центр с компьютерами и речистым персоналом. Очень чисто. За оказавшимися в городке клумбами присматривают. Всюду мусорные баки и доступно нарисованные инструкции по утилизации отходов.











Каждый изготавливает собственные плакаты на картонках и ватманах с иногда самыми причудливыми требованиями. По периметру несколько ораторов выкрикивают речи. Поскольку громкоговорители запрещены, то регулярно включается «народный микрофон» - если кто-то делает важное объявление, то каждая фраза подхватывается десятками голосов, так что информация доходит до всех. На дальнем от барабанщиков углу стихийный ансамбль под акустические гитары поет рок-классику наподобие протестного гимна «We Shall Overcome» и песен Джима Моррисона. Рядом с библиотекой заседает целый кружок вязания. Кто-то с помощью простенького трафарета делает по сходной цене футболки «Оккупируй Уолл-Стрит» или «99%» (часть лозунга «оккупантов о 99% простого люда и 1% корпоративных сверхбогачей). При том, что несколько человек с ведрами из-под краски собирают пожертвования (а нью-йоркцы эти пожертвования охотно дают), площадь заметно обросла мелкими бизнесами. С раскладок и столиков продают значки, наклейки, магниты с протестной символикой; внутри лагеря красуется фотосилуэт Обамы в натуральную величину в комичном черном парике, но сидящий рядом персонаж, приметив фотоаппарат, сразу же закрывает свое творение и требует мзду. Что из выручки идет на поддержку движения - трудно сказать.
Чувства остаются смешанные, настолько же, насколько пестра сама «оккупация». Много светлых, умных лиц, много интеллигентных людей, по-хорошему нестандартных личностей. Удивительная самоорганизация, чудесная библиотека, где можно меняться книгами, профессионально сделанная газета, масса выдумки и творческой энергии в музыке, нарядах, перфомансах, лозунгах.


С другой стороны, никуда не деться от маловменяемых кликуш, которые площадь притягивает к себе со всего огромного города, от вольготно себя чувствующих деятелей с антиизраильской по форме и антисемитской по духу агитацией, от невежливых и невнимательных волонтеров в пресс-центре, от разрастающейся вокруг непонятной торговли.
Впрочем, это мелочи по сравнению с тем, что называется мудреным словом целеполагание.
Корпорации нередко бывают жадны и бесконтрольны. Но когда к власти приходят харизматичные бессребреники, их жадность и властолюбие оставляют далеко позади всех капиталистов вместе взятых. Коррупция - явление, увы, повсеместное. Но мне смешно слышать рассуждения «оккупантов» о правительстве США, коррумпированном корпорациями, и о подконтрольности американских СМИ неким темным силам, а протестующие мою улыбку вряд ли поймут, поскольку послать всех их хотя бы на полугодовое проживание в Украину или Россию для ознакомления с реальной коррупцией и цензурой вряд ли возможно.
Эти ребята много и верно говорят о непорядках в американской политике и экономике, но предложения по исправлению положения, при всей витиеватости, в итоге сводятся к старому недоброму «отнять и поделить». Правда, ничего нового.
Именно существование лагеря на площади свидетельствует против самих оккупирующих. Потому что общество к ним терпимо и доброжелательно - раз. И то, что их самих, при всем ажиотаже, очень немного - два.
У нас, в Украине, когда придет время, думаю, будет все совсем по-другому.
Более развернутая статья о движении «Оккупируй Уолл-Стрит» воспоследует.

Дмитрий Десятерик

фотография, уличная политика, протест, Нью-Йорк

Previous post Next post
Up