название рецензии: ИГРА БЭНКСИ
На наши экраны вышел англо-американский фильм «Выход через сувенирную лавку». Режиссер картины - Бэнкси - столь же таинственный, сколь и знаменитый британский стрит-артист.
Этот уличный художник, живущий, вероятно, в Бристоле, известен своими чрезвычайно выразительными граффити, которые благодаря мастерству исполнения, смысловой насыщенности, ощутимому привкусу провокации всегда вызывают самый широкий резонанс. Доходит до того, что коллекционеры выкупают за сотни тысяч фрагменты стен с рисунками Бэнкси. Даже принты оригинальных работ с подписью художника стоят немалых денег, однако невзирая на все это, Бэнкси до сих пор сохраняет полную анонимность. Не отступил он от этого правила и здесь. В кадре он появляется лишь в капюшоне, его голос изменен. Что интересно, фильм в итоге вышел не столько о Бэнкси, сколько о смешном французе Тьерри Гуэтта, кинолюбителе и пылком почитателе уличного искусства.
Сначала все выглядит как стандартная экранная экскурсия по миру стрит-арта. Кроме самого Бэнкси, мы видим таких известных уличных художников, как Shepard Fairey (автор знаменитого предвыборного плаката Обамы «Надежда»), Space Invader (буквально «Космический завоеватель»; клеит везде полу-абстрактные картинки-мозаики), Swoon (создает изысканные графические аппликации) и других. Гуэтта документирует рискованную, нелегальную сторону стрит-арта, ведь сколь бы совершенными ни были эти работы, по закону они все равно считаются вандализмом, и за них можно получить срок в тюрьме. Постепенно, впрочем, начинает развиваться иной сюжет - Гуэтта рассказывает историю своего знакомства с Бэнкси и о все более активном сотрудничестве с ним.
В определенный момент происходит простая, но остроумная инверсия: объект и субъект меняются местами. Гуэтта сначала начинает клеить автопортреты с камерой, втягивается в новый процесс, забрасывает работу над фильмом, и Бэнкси, чтобы завершить картину, занимает место режиссера, а Тьерри предлагает организовать собственную выставку. В итоге Гуэтта благодаря связям в мире искусства, приобретенным во время съемок, наштамповал массу абсолютно эпигонских работ, добился успеха и огромных гонораров, чем вверг своих приятелей стрит-артистов в почти шоковое состояние.
Именно убедительность этой химерической коллизии вызывает сомнения в неигровом характере работы. Лишь на первый взгляд «Выход» может показаться просто очередной лентой о граффитчиках. На самом деле фильм представляет собой утонченную художественную игру со зрителем. Мы не можем быть на сто процентов уверены, документальное это кино или все-таки игровое; мы не знаем, кто истинный режиссер - Гуэтта или Бэнкси; наконец, вопрос, кто является главным героем ленты, тоже остается открытым.
Если автор «Выхода» - Гуэтта, то он в своем роде настоящий феномен. Намного вероятнее, что режиссер все-таки сам Бэнкси, а вся история является художественным вымыслом - в таком случае этот бристольский аноним просто чертовски одаренный кинематографист.
По сути же, фильм Бэнкси - это довольно точная и оригинальная сатира на мир современного искусства. Действительно, выход из любого крупного мирового музея или галереи всегда пролегает через сувенирный киоск. Искусство завершается торговлей, поле битвы достается торгашам, и даже такой бескомпромиссный и неукротимый стиль, как стрит-арт, тоже, в конце концов, уперся в лавку сувениров. Неожиданно горький вывод из, казалось бы, веселого фильма. Не новая, но талантливо высказанная правда.
Дмитрий Десятерик