"Елизавета: Золотой век"/"Elizabeth: Golgen Age"

Nov 18, 2007 02:11

Правь, Британия

Режиссер картины "Елизавета: Золотой век", Шекар Капур, индус, родившийся в пакистанском Лахоре, - выходец из знаменитой в Индии кинематографической семьи; оба его дяди являются звездами Болливуда. Сам Шекар, бросив учебу на бухгалтера, снял несколько довольно успешных лент на родине, а в 1998-м эффектно дебютировал в Британии: «Елизавета І» собрала одобрительные отзывы прессы и привлекла европейского зрителя. Нынешняя “Елизавета” - это в определенном смысле продолжение ленты девятилетней давности. На этот раз на экране - не сам Золотой век империи (его еще называют елизаветинским), а его тревожное преддверие. На Островах - трудные времена: надвигается война со всемогущей Испанией, которая спустила на воду Непобедимую армаду, Мария Стюарт, которая, хотя и в заключении, не оставляет надежд вернуть себе трон, мятежи, покушения, опасные интриги... Тут-то и должна навести порядок молодая королева (Кейт Бланшетт). Помогает ей, как и в первом фильме, могущественный царедворец сэр Фрэнсис Вэлсингем. Не обходится и без лирической линии - на сей раз благосклонность правительницы завоевывает флибустьер и открыватель новых земель Уолтер Рели, которого играет Клайв Оуен.

У Капура действительно есть талант к историческому мэйнстриму. Ему легко даются массовые костюмированные сцены - как придворные, так и батальные, более того, он умеет их снимать не просто с соответствующим размахом, но и красиво - финальная сцена поединка британцев с Непобедимой армадой поражает как общими планами, так и изысканными деталями, на манер белого коня, который плывет по залитому огнем морю (причем ракурс съемки - снизу, из-под воды!), или фигуры Елизаветы в ярких серебряных доспехах на фоне пылающей природы; в целом, визуальные решения некоторых сцен интенсивностью красок и композицией напоминают классическую позднеренессансную живопись. Иногда это слишком театрально (как, например, сцена покушения на Елизавету в соборе) и отдает сугубо авторским маньеризмом. И все же следует признать - “Золотой век” является одним из самых эффектно снятых исторических фильмов за последний год.

Вторая сильная сторона Капура - умение привлекать хороших актеров. Бланшетт умело вжилась в образ Елизаветы. В этой интерпретации королева - сильная и умная повелительница, опасная противница для всех, кто становится у нее на пути, и вместе с тем живой человек - женщина со своим неизрасходованным запасом нежности, обязанная сдерживать свои самые сокровенные чувства. Что касается остальных ролей, то некачественных среди них практически нет. Оуэн со своей обычной мачистской небритостью работает узнаваемо, а вот среди исполнителей второго плана хотелось бы выделить Саманту Мортон. Ее Мария Стюарт - это в полном смысле трагическая героиня, запоминающаяся среди калейдоскопа лиц.

“Елизавета: золотой век”, безусловно, сложно назвать выдающейся картиной. Есть здесь и избыток пафоса, и традиционная мелодраматическая патока. Но все, что можно было сделать в жестко нормативных рамках костюмированного жанра, Капур сделал. Возможно, это ему удалось благодаря личному отношению к предмету, так сказать, исследования - заметно, насколько он восхищается легендарной королевой. А фильм, сделанный с любовью, провальным быть не может хотя бы уже по этой причине.

Дмитрий Десятерик

британское кино, кинорецензия, костюмированная драма

Previous post Next post
Up