"Два в одном", реж. Кира Муратова: краткий анализ основных ролей

Sep 28, 2007 15:31

ПЯТЬ В ОДНОМ

"Два в одном" наконец-то вышли в более-менее широкий прокат. Я уже давал здесь, быть может, немного рано, рецензию на этот фильм. Дабы не повторяться, предлагаю краткий анализ основных ролей, исполненных Александром Башировым, Сергеем Бехтеревым, Натальей Бузько, Ренатой Литвиновой и Богданом Ступкой.

АЛЕКСАНДР БАШИРОВ

В первой части фильма, события которой происходят на сцене театра в среде монтировщиков декораций (автор новеллы - Евгений Голубенко), нет протагониста, то есть одного значительного актера-героя, на котором обычно и строится действие. «Монтировщики» - это своего рода хор характеров, пляска множества масок, однако на передний план выходит самая яркая из них - герой Александра Баширова, рабочий сцены Витя Уткин.

Баширов - идеальный исполнитель для поздних фильмов Муратовой в силу того, что эксцентричность и избыточность, присущие этим картинам (а в «Двух в одном» эти качества еще усиливаются театральным пространством) - несомненно, его стихия. Взвинченная, взрывная манера игры, лицо, само по себе похожее на шутовскую маску - все это используется крайне эффектно. Даже более того.

В «Двух в одном» Муратовой удалось то, что до нее, вероятно, не удавалось никому - выявить красоту этого актера. Острохарактерные, комедийные артисты не могут быть красивы в общепринятом смысле - но режиссер находит в Баширове его собственную тайну, подчеркивает какие-то доселе незаметные глазу детали, и тот уже становится почти драматическим и по- своему глубоким персонажем. Потому чтение им с авансцены монолога из «Гамлета» в прологе фильма - ерничество лишь наполовину. Баширов здесь - шут-убийца, джокер без колпака, мелкий бес, смешной и страшноватый одновременно. А также, очевидно, Уткин - своего рода дух-хранитель театра, не очень доброжелательный, нечистый на руку, но от самого театра неотделимый. И убийство в его исполнении выглядит вполне логичным, присущим его природе. Очень театральное убийство, между прочим.

СЕРГЕЙ БЕХТЕРЕВ

Герой Сергея Бехтерева - по большому счету, наиболее загадочная фигура в фильме. Рядовой уборщик, которого все зовут Бориска, не расстающийся с грубой дворничьей метлой, одетый при этом в сорочку с галстуком, сверкающий перстнями с каждого пальца. Улыбчивый, вежливый и беспощадный. Очень хорошо осведомлен обо всем, что происходит вокруг него, также и образован - знает законы, излагает литературно.

Роль Бориса близка к хрестоматийной маске резонера. Это говорливый комедийный персонаж, всех и вся поучающий, наставляющий и призывающий к выполнению писаных и неписаных правил. Он, собственно, потому так и зовется, что постоянно отыскивает и тут же высказывает «резоны» - то есть причины, обоснования - для того, почему нужно делать так, а не иначе. Свое правдолюбие уборщик целиком и полностью обрушивает на одного человека - монтировщика сцены Витю Уткина в исполнении Баширова. В этом нет особой вражды, личной неприязни - ему, истинному резонеру, доставляет удовольствие сам процесс. Ведь это не только обличение порока или борьба за справедливость - а еще и игра. Бориска играет правдолюба и обличителя и явно наслаждается этим. Он ни на минуту не забывает, что находится на сцене, он постоянно показывает себя воображаемому зрителю. А чтобы выглядеть наиболее эффектно, нужен партнер, желательно в негативной роли. И более подходящий объект, чем Уткин-Баширов, трудно найти. Получается настоящий театр в театре. Упоительный спектакль, однако, заканчивается трагически - но даже последнее мгновение своей жизни этот странный Человек С Метлой успел расцветить долей пафоса.

НАТАЛЬЯ БУЗЬКО

Наталье Бузько как исполнительнице роли дочери Андрея Андреевича во второй половине фильма (по новелле Литвиновой «Женщина жизни») досталась партия жертвы, для кинематографа Муратовой очень важная.

Практически во всех фильмах Киры Георгиевны, от наиболее драматических до комедийных, кому- то из героев обязательно выпадает страдательная участь. Кто-то обязательно будет угнетаем, обманут, обкраден или даже убит. При этом противоположная сторона в лице угнетателя-вора-убийцы может быть даже очень и очень привлекательной. Что до жертвы, то с ней каждый раз случаются удивительные метаморфозы; при этом опять же не факт, что нас обязательно призовут к состраданию. Маша - именно такая непредсказуемая жертва в мире Муратовой.

Пик насилия над героиней Бузько - нападение на нее Андрея Андреевича: сначала полупринудительное обнажение, потом и вовсе в дело идет нож. Раздетая до пояса, Маша-Бузько не сексуальна и не беззащитна - она, скорее, смешна. Есть также определенный момент мазохизма в ее поведении. Она поддерживает довольно опасную игру, начатую отцом. Кричит от страха, но далеко не убегает. Когда же надо действовать жестко и решительно, ее словно подменяют: Маша сама уже оказывается способной на насилие. Следует также обратить внимание на то, как Муратова использует хореографическую подготовку актрисы: Бузько не просто красиво движется, пританцовывает, а еще как бы играет всем своим телом, не давая нам ни на минуту забыть, что в рамку экрана заключен театр, и все происходящее здесь - игра, но игра высочайшего класса.

РЕНАТА ЛИТВИНОВА

Рената Литвинова в роли вагоновожатой Алисы полностью сламывает гламурный образ, который последние годы усердно создается вокруг актрисы. Но и профессия ее героини условна и нужна, собственно, для роскошного финала, когда Алиса ведет свой празднично светящийся трамвай, делая по телефону (!) роковое признание в краже икры, которой здесь же, прямо в кабине, и лакомится.

Сюжетное предназначение Алисы - стать «женщиной жизни» для пожилого, но все еще сильного и телом и темпераментом мачо - Андрея Андреевича (Богдан Ступка). К счастью, Литвинова не играет томную обольстительницу, что было бы наименее уместным. Ее Алиса - корыстна и недалека. В крикливо яркой одежке, с хвостом и гипсом, много и пошло хохочущая, вороватая. Именно до таких небогатых духом «второстепенных» людей особенно жадна Муратова. Режиссер подбирает эти образы, огранивает, вкладывает в того или иного актера - и они начинают сверкать. Алиса-Рената настолько же бесхитростна, насколько прекрасна в своей приземленности и, подобно Андрею-Ступке, являет собой целостный и завершенный характер. Если опять же вести речь в контексте театра с его масками и амплуа, то она наследует тех служанок и ловких проказниц, коими так богата классическая комедия; а работа у них одна - вскружить голову сластолюбивому богатею, чтобы после обмануть и посмеяться. Правда, в «Двух в одном» почти отсутствуют интриги и переодевания, обязательные для такого сюжета, да в них и нет нужды. Ведь в дуэте Алисы и Андрея каждый, словно зеркало, отражает суть другого достаточно четко для того, чтобы стало понятным, кто способен любить по-настоящему, а кто - отщипывать от жизни доступные кусочки. Вне сомнений, эта роль является одной из наиболее оригинальных в творчестве Литвиновой.

БОГДАН СТУПКА

Как представляется, приглашение Богдана Ступки в фильм Киры Муратовой стало вызовом для актера. Ведь за Ступкой на экране уже закрепился определенный образ, предполагающий серьезность, солидность и местами пафос, а роль стареющего ловеласа и богатого чудака Андрея Андреевича очень далека от того, что Богдан Сильвестрович играл ранее. Кроме того, Муратова для него режиссер радикально новый и необычный. Кира Георгиевна нашла единственно верный подход к нашему патриарху - просто позволила ему играть вволю, даже использовать собственные актерские штампы. Заметно, насколько плодотворным оказалось это раскрепощение. В первой части фильма Ступка как раз и исполняет некую звезду сцены, всем и всеми недовольную: это очень точное воплощение заслуженного и забронзовевшего лицедея - таких на внутритеатральном жаргоне называют «Актер Актерычами». А в «Женщине жизни» Ступка убедительно перевоплощается в настоящего демона искушения, даже в преклонные годы переполненного жизненной силой до такой степени, что каждый его жест экстраординарен. Именно поэтому коллизия фильма обретает пусть смягченную, но все равно драматическую развязку - потому что насколько интересен и искренен в своей несдержанности Андрей Андреевич, настолько вульгарна и мелка найденная им «женщина жизни» Алиса-Литвинова. Но, главное - герой Ступки здесь единственная, пусть противоречивая, но личность, единственный человек, способный на любовь в высшем смысле; и даже то, что он делает, в конце концов оказывается его способом любить.

Дмитрий Десятерик

киноактер-Богдан Ступка, режиссер-Кира Муратова, киноаналитика

Previous post Next post
Up