Отец Феофан против голода, которого не было. Архангельская губерния 1868 года.

Aug 17, 2016 15:27

Все приведенные цитаты принадлежат настоятелю Пертонимского монастыря о. Феофану. С коммунистами он знаком не был, ибо записки свои написал в 1871 году.

Весна 1867 года была на севере очень поздняя и холодная. Хлеба посеяли с большим опозданием. А когда посеяли - ударили заморозки и все погибло. Звериный и рыбный промыслы тоже не удались из-за сильных штормов и ветров. Ну и плюс губернатор кн. Гагарин допустил вывоз всего хлеба из Архангельского порта не дожидаясь известий об урожае. По этой причине он запретил упоминать о голоде в печати и официальной корреспонденции. В губернии все спокойно:


2 января 1868 года настоятелем Пертонимского монастыря, что на полпути между Архангельском и Онегой, был назначен о. Феофан Доброленский (в монашестве - Кирилл), служивший в Киевской лавре.
В монастырь он прибыл 20-го марта. Монастырь оказался бедным и запущенным.


Первое, что увидел настоятель в окно своей кельи - замерзший труп умершего от голода мещанина Железникова. Железников шел с обозом сена для монастыря, чтоб обменять рубаху на хлеб. Перед самыми стенами силы оставили его, он сел на дорогу и умер. А похоронить его без осмотра тела становым приставом нельзя. А пристав живет в Архангельске за 120 верст и когда приедет - неизвестно.
Образованного киевлянина Феофана эта смерть потрясла до глубины души. Он кинулся распрашивать монахов о происходящем и узнал, что голод свирепствует во всех окрестных селах. Крестьяне не имеют никаких заработков, т.к. в море не выйти, семян засевать поля нет, а до городов очень далеко. Вот они и ходят в монастырь за милостыней и подбрасывают своих детей.
За отсутствием нормальной еды, жрут суррогаты: хлеб из оленьего мха и соломы. От такого питания все нестерпимо воняют.
Феофан решился действовать.
Вместе с экономом о. Савватием они провели учет имущества монастыря. В буфете обнаружили всю наличность - полкопейки серебра. Запасов продовольствия было на три месяца для братии. Если давать помощь крестьянам двух ближайших сел, то меньше чем на месяц. Кроме того, есть запас семян.
Как помочь?

Первым делом, Феофан заперся в келье и не выходил оттуда пока не написал статью для Петрербургских и Московских газет (Московские ведомости ее таки напечатали) с описанием ужасного положения крестьян и просьбой о помощи. Кроме того, он написал и отправил своим товарищам в Лавру большое письмо, с просьбой донести известие о голоде по церковной линии, а также прислать хоть немного денег:


Во-вторых, распорядился закупить в Архангельске хлеба в кредит. При этом произошел замечательный диалог, с легким монастырским юмором:


В-третьих, распорядился при начале теплых и удобных для посева дней выдать крестьянам в беспроцентную ссуду семена.
Публикации статьи наделали много шума в столицах. Первые деньги - 200 рублей серебром, пришли к Пасхе. Чуть позже прислал 500 рублей сам Аксаков. В то же время, статья, вместе с столичными газетами, пришла в Архангельк. Английский консул Рене пошел к местным купцам, спекулировавшим хлебом, купил у них в полцены (представляю их морды - торговаться с таким покупателем) 100 пудов и отправил за свой счет в монастырь. Епископ Нафанаил прислал 100 рублей и обещал всяческую поддержку.
На полученные деньги Феофан решил дать заработок крестьянам. Т.к. между Архангельском и Онегой не было никакого постоялого двора, ни магазина, то решено было построить при монастыре гостиницу и лавку товаров первой необходимости. Так у крестьян появились деньги, на которые они смогли покупать у кулаков хлеб, который те отпускали только за наличные.


Так как деньги продолжали поступать, то на совете братии было решено открыть еще и школу. Но учителя ниоткуда выписать не могли. Тогда выкупили у одного купца большую избу и устроили в ней детдом для подкидышей. Старшим воспитателем поставили суровую и честную бабку, которая в свои 75 лет сама рубила дрова.
Вроде все пошло на лад, но тут реагировать начали губернские власти- неприятных вопросов из Петербурга никто не хотел. Сначала кн. Гагарин потребовал у Нафанаила запретить Феофану писать статьи и принудить его покаяться во лжи. Нафанаил потребовал сначала доказательств, а сам послал Феофану предостерегающее письмо и еще денег.
Тогда власти (в мае!) провели расследование смерти Железникова, которую Феофан крайне эмоционально описал в своей статье. Пристав под присягой показал, что на трупе Железникова был найден хлеб, а умер он от пьянства. Результаты "расследования" опубликовали в Губернских ведомостях. Кроме того, написали в Петербург, что английский консул ведет какую-то интригу против русского правительства и вовлек в нее настоятеля Пертонимского монастыря.
Ну и для закрепления успеха сделали публикацию об успехе новой посевной:


То есть приписали себе заслуги Феофана.
Официальный Петербург встал на сторону губернатора - голода нет.
Именно этой позицией властей Феофан объясняет слабый отклик среди духовенства:


Ну а еще Гагарин не поленился и написал через голову Нафанаила в Синод, что Феофан запойный алкаш.
В июле месяце Феофан получил указ о переводе его в Крестный монастырь.
А крестьяне таки выжили, да.

Доброленский Ф.Л. Воспоминания о голоде на севере России в 1868 г. Спб, 1888.

церковь, голод 1868 года, история голода

Previous post Next post
Up