Упоминание об этой телеграмме уже было здесь
http://d-clarence.livejournal.com/17729.htmlНапомню, что изначально шведы собирались кормить и лечить у нас 8.000 детей. Осторожничали, сомневались в советском правительстве, да и просто не имели еще четкого представление об ужасе, в котором мы тогда очутились. И, что не менее важно, сама Швеция переживала тяжелые экономические времена - тысячи шведов продавали что могли и уезжали в Америку.
Когда экспедиция прибыла на место и шведы увидели то, что увидели, у них.. нет, не просто сорвало планку, нет - у них мировоззрение поменялось. И Эрик Экстранд написал эту телеграмму. Наконец я нашел ее: опубликована в Folkets Dagblad Politiken 23 января 1922 года:
Эффект вызвало даже не то, что было в ней написано, а как и кем. Эмоциональность занимает одно из последних мест в шведском национальном характере. Выказывать свои чувства и, тем более, открыто проявлять их - не принято. Эмоциональный взрыв у шведов вызвало то, что "такое" написал руководитель экспедиции. "Такое" в принципе немыслимо для 40-летнего шведского мужчины.
Впечатление от телеграммы было настолько сильным, что правительство немедленно ассигновало 3.000.000 крон на помощь нам, а в итоге по всей Швеции собрали 6.000.000. Страна с населением 4,5 миллиона человек абсолютно бескорыстно, без всяких условий, спасла и выходила 160 тысяч совершенно чужих и незнакомых людей. Процентный показатель круче только у США, что говорит об очень и очень многом.
Итак, что же говорилось в телеграмме (ее текст выделен). За помощь в переводе огромная благодарность Дарье Ясон!
"В данный момент, страдания людей вынуждают меня просить Риксдаг и шведский народ о помощи, чтобы прекратить жесточайшие мучения и трагедии в истории человечества.
В районе Голода люди переживают такие муки, что многие из них доведены до безумия. Уже едят трупы умерших людей. А сейчас начали убивать людей, чтобы их съесть.
Несмотря на тяжелую ситуацию в Швеции, умоляю вас проявить сострадание и отправить необходимую помощь.
Когда-нибудь награда за это нам вернется."
Единственной наградой для шведов стали письма от простых самарских крестьян и жителей города. Мы же забыли и не хотим вспоминать. От официальных самарских властей благодарности не было. Летом 1923 года Каменев вручил шведам грамоту.
В эту пятницу, 18 марта 2016 года, в атриуме Stockholm School of Economics мы попробуем сказать "спасибо" от нас, потомков. А если все получится - и от официальной Самары. Пожелайте удачи - подготовка к выставке "The Great Famine and the Swedish aid" на финишной прямой.