23 февраля 1918 года через Псков шли деморализованные части старой царской армии, грабили всех встречных-поперечных и тащили все подряд. Все наличные силы красных сражались на подступах к городу, смещаясь под натиском противника на северо-восточную его окраину.
Члены псковского комитета РСДРП братья Гей К. и Гей Ю. сумели собрать в этой суматохе 250 человек вооруженного актива в театре Пушкина для поддержания хоть какого-то порядка. Вечером к ним подошла авторота под командованием А.И. Иванова. Решили хоть как-то попытаться задержать подходивших немцев.
Иванов смог приостановить отряд Главных артиллерийских эксплуатационных мастерских Северного фронта, в которых сам ранее служил. Отжал у них броневик. Отряд вывозил пироксилин с артиллерийских складов - Иванов отцепил два вагона.
Братья Геи и М. Ушарнов отдали распоряжение перетащить наличные пулеметы в Дом Свободы и туда же подогнать автомобили.
Ночью актив стал разбегаться.
Утром 24-го через город еще шли последние колонны царской армии. Стрельба шла со стороны северной окраины.
Коммунистов в Доме Свободы осталось 7 человек. Иванов со своими людьми еще ночью снял с какого-то горелого мотора медный провод диаметром 2 и 0,2 мм, с которым уехал на артиллерийский склад.
Коммунисты установили два пулемета на углу Гоголевской улицы и Кохановского бульвара, заправили их водой и направили в сторону вокзала. Подогнали грузовик.
Немцы разгрузились на станции Псков-1 после 18 часов.
Около 19 часов группа Геев увидела немецкую цепь, шедшую по бульвару. Подпустили ее под фланговый пулемет и открыли огонь. Вторую немецкую цепь сдержал другой пулемет. Немцы стали отползать к вокзалу.
В 20 часов 55 минут весь город осветила ослепительная вспышка, ударила воздушная волна, посыпались оконные стекла вместе с рамами и все оглохли.
В 3 часа 45 минут утра 25 февраля вооруженная группа Геев эвакуировалась из города на автомобиле. В Пскове был оставлен для разведки переодетый в гражданское большевик И.В. Иванов. Вот его отчет:
"Идя домой на Крестовское шоссе, я видел, что вся дорога запружена отступавшими обозами, автомашинами с военными материалами, обмундированием и продовольствием, а на бульваре немецкий Красный Крест подбирал своих убитых и раненых от наших пулеметов.
Придя домой, я поспешил скорее на место взрыва, где увидел, что взорвалась проходная казарма огнесклада, а от детонации взорвалось два вагона, в которые были погружены пироксилин, динамит, дымовые шашки, ракеты, тол в железных коробках и детонаторы, но детонаторы не взорвались, а валялись по полю.
На месте проходной казармы была яма, в которую можно было поставить 2-этажный дом и его не увидишь. Рядом с проходной стоял барак караульного помещения, от которого ничего не осталось, все разнесло. Взорвались два вагона со взрывчаткой. Так разнесло, что одну ось вагона унесло метров на 400, а другие - неизвестно куда.
У места взрыва немцев было около 1,200 человек. Шли две группы по 600 человек в 200-250 метрах друг от друга. Первая группа, что подошла к проходной, была полностью уничтожена, потому что от проходной до взорванных вагонов было метров 60-80. От первой группы валялись 6-8 убитых лошадей, разорванных в 200-300 метрах от места взрыва. Здесь убитых и раненых не было видно; а вот от второй группы, что в метрах 300-400, валялись трупы и стонали раненые, и много разметанных голов, рук и ног.
В караульном помещении пустых складов на полу я нашел ящик с электрической батареей, где были двойные элементы системы Попова, вся батарея была около 40 вольт. На поле взрыва я нашел и свою проволоку с мотора, что давал А. Иванову, она лежала как смятая спираль".
Нашел в монографии кин Николаева П.А. "На Псковские позиции, на защиту Петрограда!". Лениздат, 1980.