по отношению к иностранным специалистам.
"Диверсионная организация немецкой национал-социалистической партии, работавшая под именем фирмы «Контроль К°», была вскрыта в 1933 году в процессе расследования факта поджога судостроительного завода им. «Марти» в Николаеве, в результате которого были выведены из строя две подводные лодки, предназначенные для отправки на Дальний Восток.
Представители этой организации работали в оборонных цехах заводов им. Ильича и «Азовстали» (г. Мариуполь), им. Марти, «Завода № 61», «Плуг и Молот» (г. Николаев), в Мариупольском, Бердянском, Николаевском, Херсонском и Одесском портах.
Немецкие, австрийские, бельгийские рабочие и специалисты оборонных предприятий передавали в Германию информацию о производственных мощностях заводов, о выпускаемой ими оборонной продукции, о новейших технических разработках. В частности, следствие доказало, что служащие «Контроль К°» благополучно передали немецкой разведке: подробные данные о строительстве подводных лодок и данные по мобилизационному плану судостроительного завода им. Марти; техническую информацию о выработке новой броневой двухслойной стали марки «МИ», рецепты специальной танковой стали; план противовоздушной обороны г. Москвы; данные топографической съемки участка дальневосточной границы, в районе ст. Пограничная и др. В результате следствия были арестованы порядка 27 человек, которые по официальному запросу германского посла и австрийского посланника и резолюции И. В. Сталина «За» были высланы из страны в 1934 г.
Показательно, что по правилам внесудебного разбирательства (а дела иностранных подданных разбирались именно в таком порядке) высшей
мерой наказания была высылка из пределов Союза ССР. Так, например,
эстонский подданный, Шверц Эдгар Эдуардович, 1876 год рождения, работавший представителем германского металлургического концерна «Гутегофнунгсхютте» в должности заведующего русским отделом, в качестве высшей меры наказания мог быть только выслан из страны за передачу следующих сведений:
- «секретные сведения по авиационному заводу № 24 и план самого завода (завод авиамоторов в Москве);
- сведения о производстве танков и план на Подольском
машиностроительном заводе;
- основные конструктивные данные и схемы вновь вводимых, в порядке опыта, приемопередаточных радиоаппаратов для обслуживания военных самолетов;
- материалы о спецстроительстве в ДВК, включавшие в себя данные о состоянии строительства, его объектах и характеристику отдельных объектов;
- материалы, характеризующие работу Военно-транспортной академии;
- данные о строительстве стратегических дорог на западной границе;
- сведения о заказах автотранспорта военного значения;
- сведения о поставке материалов для авиастроения и о
расположении, назначении и состоянии основных авиационных заводов».
Павлова В. В. Международная трудовая иммиграция в СССР в 1920-1930-е гг.(на материалах РСФСР и Украинской ССР) : дис. - М. : 2016. Сс. 146-149.
С ссылкой на АП РФ. Ф. З. Оп. 58. Дд. 242, 243.