Той же весной 1922 г., через канадское отделение Общества технической помощи Советской России, в Одессу прибыла первая канадская сельскохозяйственная коммуна. Канадцы, общим числом 42 человека, не захотели дожидаться бюрократических процедур в СТО и Наромтруде, и сами, ЗА СВОИ ДЕНЬГИ, арендовали 1,500 десятин бывшего поместья Келлера в районе станции Мигаево Новопетровской волости Тираспольского уезда Одесской губернии. Половину членов коммуны составляли бежавшие из РИ украинские духоборы - видимо с их подачи и было принято это решение. Что любопытно: 8 духоборов вернулись на родину членами канадской коммунистической партии.
Коммунары привезли с собой 3 трактора, 6 плугов, 7 борон, 5 сеялок, 2 грузовика, уборочный инвентарь, а также семена. Канадцы успели как раз к весеннему севу и сразу же вспахали 130 десятин своей земли под яровые и помогли со вспашкой местным безлошадным крестьянам (волости тоже сильно досталось в Гражданскую).
После сева коммунары принялись за ремонт зданий и станции Мигаево, но работать им не дали.
2 июля 1922 года Одесское губернское управление государственными землями и имуществами потребовало вывести коммуну из уезда, так как она мешала новой ревизии и размежеванию бывших помещичьих земель. В ответ Тираспольский уездисполком завопил на всю Украинскую ССР так, что слышно стало в Москве: "Совхоз "Мигаево" в короткое время поднят на такую культурную высоту, что является, безусловно, образцовым и показательным для всего района хозяйством. Выселение же его сорвет налаженную работу и уничтожит достигнутые весьма значительные успехи в постановке сельского хозяйства всего уезда!".
Одесса стала продавливать уезд, и тогда Тираспольский исполком вступил с головной организацией в самую настоящую бюрократическую войну. Были посланы нарочные в Москву, которые пробились в СТО, а затем и к Ленину. На время их отъезда все решения губернского управления бойкотировались, на все запросы отвечали общими фразами. 4 сентября по распоряжению СТО и лично Ленина одесский губисполком, через голову Харькова, обязывался закрепить за канадской коммуной совхоз "Мигаево".
Вздохнув свободно, коммунары к концу сентября восстановили и отремонтировали все постройки, отстроили и оборудовали столярную и кузнечную мастерские, запустили мельницу. За это же время они вспахали 600 десятин под озимые и скосили 300 десятин лугов. В тот же месяц коммуной было приобретено 17 лошадей, 10 коров, быков (в том числе племенной бык), началось разведение свиней. На следующий год были построены пилорама и маслобойня. Впоследствии к коммунарам присоединятся еще 108 иммигрантов из Канады.
Коммуна, к слову, никогда не называлась "Мигаевской", а именовалась просто и незатейливо "Первая Канадская сельскохозяйственная коммуна". В 1924 г. в название добавилось "имени Ленина".
Подробности бюрократической войны и больше данных о коммуне см.: Чмыга А.Ф. Очерки по истории колхозного движения на Украине (1921-1925 гг.). М., 1959.
На фото: первая партия коммунаров "Первой канадской сельскохозяйственной коммуны" в порту Одессы.