Друг.

Apr 01, 2020 20:12



Мало кто знает, даже среди специалистов, что в международный комитет Нансена по спасению голодающих России и Украины, наряду с европейскими общественными организациями и организациями Красного Креста, на правах полноценного участника входило одно частное лицо. Этим частным лицом был самый популярный мэр французского города Лиона за всю его историю - Эдуар Эррио.

Личность он настолько известная, что в интернете не составляет труда найти информацию о его биографии и карьере. Отметим лишь, что Эдуар Эррио родился с врожденным чувством справедливости. При этом, будучи по своей натуре и происхождению самым что ни на есть исконным, крепко сбитым французским крестьянским мужиком, умел эту самую справедливость защищать и отстаивать. Так, в знаменитом деле Дрейфуса именно Эррио составил триумвират с Эмилем Золя и Анатолем Франсом, подперев интеллигенцию своим могучим плечом. Это Эррио создал в Лионе самое влиятельное во Франции отделение Лиги прав человека, а в 1905 году в первый раз избрался мэром города. Эдуар Эриио стоял у истоков Радикальной партии Франции - одной из самых могущественных левых политических сил, до оформления социалистических и коммунистических партий.

В июле 1921 года во Франции узнали о постигшей нас катастрофе.

Французская помощь голодающим нам, особенно на первом этапе - тема большая, сложная, крайне противоречивая и давно заслуживающая серьезного исторического исследования. В общих чертах основные сложности и проблемы были приведены в одной из глав серии про Генуэзскую конференцию: https://d-clarence.livejournal.com/120471.html
Дабы никого не утомлять, скажем лишь, что собранную французскими гражданами помощь, поступившую на счета Французского Красного Креста, несколько месяцев не отправляли в Россию по причине различных препятствий, чинимых политическим руководством страны. Например, руководить всем делом помощи поставили... Нуланса!

К октябрю 1921 года простые французы собрали по стране на помощь голодающим русским 6.000.000 франков, из которых третью часть собрал один город Лион. Эдуар Эррио еще в августе предложил принять закон, по которому каждый отчисливший 1 процент с заработка в пользу голодающих России освобождался от налогов на эту же сумму. Когда проект был отклонен, он призвал лионские рабочие объединения просто жертвовать кто сколько может. Сам же стал перечислять свою зарплату.
Когда Нуланс заявил, что с большевиками переговоры вести бесполезно и никакую помощь он никуда не повезет, то, пережив первый приступ бешенства, Эррио предложил Нансену перечислять все собираемые рабочими и гражданами Лиона деньги ему лично. На что Нансен попросил Эррио подключиться к работе Международной Федерации тред-юнионов (МФТЮ, организация II Интернационала), которая вовсю готовила собственную экспедицию помощи в голодающую Россию.
Эррио со всей энергией включился в работу. Экспедиция МФТЮ финансировалась из трех центров - английские тред-юнионы, во главе с О'Грэди, профсоюзные организации Нидерландов, во главе с мэром Амстердама де Влугтом, и организация французских синдикалистов во главе с месье Томсоном. Лион стал напрямую сотрудничать с Амстердамом, закупая и отправляя туда все нужное для экспедиции.
Экспедиции МФТЮ выпало работать в одной из самых тяжелых областей - в Чувашии. Прибыла она туда во главе с О'Грэди и де Влугтом в декабре 1921 года. МФТЮ работал в Чувашии до августа 1922 года и на пике своей деятельности кормил 45,231 детей и 50,502 взрослых ежедневно. Кроме того, организация содержала 49 детских домов по всей стране (подробнее тут: https://d-clarence.livejournal.com/33743.html).

Весной 1922 года Эдуар Эррио сопровождал второй пароход с гуманитарными грузами МФТЮ в Россию. Он посетил Чувашию и открыл там несколько новых столовых и детдом. Кроме того, Нансен назначил его своим уполномоченным по обследованию детских домов в волжских городах, содержавшихся его комитетом. В Самарской губернии Эррио осмотрел шведские и голландские детские дома и получил сведения, что в самой Самаре, на улице Соборной 53, находится детский дом имени Раймона Лефевра, который содержат по линии Межрабпома французские рабочие-коммунисты. Естественно он посетил его и узнал, что средства поступают нерегулярно, так как количество детей выросло от изначального, а заработка французских работяг не хватает, чтобы покрывать все расходы. Эррио никогда не был коммунистом, но он был французом - заявив, что это дело чести, он отдал все наличные деньги детдому на текущие расходы, связался по телеграфу с Лионом и уговорил лионских коммунистов включиться в шефство над детдомом.

Той же весной в Россию наконец выехала экспедиция Французского Красного Креста, которая отказалась входить в комитет Нансена и действовала самостоятельно. Но город Лион остался верен Нансену и перечислял все собранное туда, куда тот указывал, до самой победы над голодом, до лета 1923 года.

После поездки и знакомства с советскими лидерами, Эдуар Эррио вернулся во Францию с твердым убеждением в необходимости установления дружеских отношений с Советской Россией.
В 1924 году Эдуар Эррио получил пост премьер-министра и сразу же установил дипломатические отношения с СССР. Более того, он влепил пощечину всем французским националистам и милитаристам, приостановив оккупацию Рура, чем сразу сбил напряжение в самой Германии и существенно упрочил позиции Франции в советско-французских торговых отношениях.

В 1938 году Эррио был одним из самых влиятельных французских политиков, кто громогласно выступал против Мюнхенских соглашений.

Во время немецкой оккупации отказался подчиняться Петену и правительству Виши. Его отправили в отставку, но он так яростно изобличал все действия новых властей, что в 1944 году, опасаясь его огромной популярности в народе, вишисты передали Эррио немцам. Те отправили старика в лагерь в городе Бабельберге, откуда его в апреле 1945 года освободила 63-я гвардейская Челябинская танковая бригада.

После войны Эррио снова избрали мэром Лиона, а также председателем Национального собрания Франции. Он принял самое деятельное участие в создании Общества Франко-Советской дружбы, яростно выступал простив вступления Франции в НАТО, призывал выстраивать самые доверительные и прочные отношения с СССР.
Незадолго до своей смерти он написал: "Я был другом русских. Наша дружба не была чем-либо омрачена, хотя я ни в коей степени не являюсь коммунистом… Но я считаю, что наша дружба с Советским Союзом необходима для поддержания прочного мира".

Такой вот был человек - наш друг Эдуар Эррио.


французы, помощь, Эррио, Нансен, Самара, МФТЮ, Чувашия, голод

Previous post Next post
Up