Вся логика событий 1920 года буквально толкала Анкару и Москву к максимальному сближению. Все разногласия очень быстро устранялись, сглаживались или убирались в дальний ящик ввиду возраставших угроз. Единственное принципиальное расхождение - Кемаль ни разу не был коммунистом. Так бы и ладно, но Москва весьма успешно, хоть и с трудом, лечила одну из общих проблем - армянский дашнакизм - коммунистами: тема постоянно всплывала.
В Турции были коммунисты в достаточном количестве, правда не особо сплоченные. Кемаль их откровенно не любил. И что ведь сделал!
Следим за руками.
В октябре 1920 года в Анкару приехал советский поверенный Ян Янович Упмал.
Незадолго перед тем, турецкие власти сильно, но без крови и посадок, прижали своих коммунистов, загнав многих в подполье. В ответ, в сентябре 1920 года в Баку была создана компартия Турции, полностью подконтрольная Коминтерну, но не имевшая серьезного влияния в самой Турции.
20 октября 1920 года состоялась личная встреча Кемаля и Упмала.
Упмал, естественно, поднял на встрече вопрос турецких коммунистов, указав на то, что Москву крайне напрягает их настоящее положение в Турции.
Кемаль ответил, что не доверяет им и не может на них положится, он не может допустить, чтоб ему, в такое непростое время, прилетело еще и от них.
Упмал стал горячо утверждать, что Москва приложит все силы, да просто ручается, что турецкие коммунисты будут союзниками Кемаля, разом снимут реальное внутриполитическое напряжение и будут только способствовать укреплению отношений между странами.
Кемаль, на это, задал вопрос в лоб: "Значит вы хотите, чтобы здесь была разрешена Турецкая Коммунистическая Партия?".
Упмал радостно подтвердил, что это именно то, чего хочет Москва.
"Хорошо, через три дня я проведу через Большое Национальное Собрание соответствующий закон".
24 октября Кемаль вытащил из подполья местных коммунистов, дал им официальное признание и создал еще одну Компартию Турции. Коммунистам из Баку не оставалось ничего иного, как начать объединяться с ней.
Таким образом, Кемаль получил, правда временно, подконтрольных коммунистов, с которыми не надо было бороться. А на будущее посеял между ними вражду и соперничество. Начальная история КПТ получилась очень непростой.
При этом Кемаль дал выпустить пар немногочисленным прокоммунистически настроенным рабочим.
Перед Москвой же он честно выполнил ее просьбу.
Цитаты по: Мехмет Перинчек. Тайные страницы русско-турецкой дипломатии по архивным материалам: от Сулеймана Великолепного до Назыма Хикмета. М., "Маска", 2019.