В августе 1919 года в штабе Туркестанского фронта стало известно, что эмир Бухары вступил в тайный союз с англичанами, которые выслали к нему трех военных советников и доставляют через Афганистан оружие для борьбы с Красной армией. В Бухару была направлена разведчица-узбечка, которая вернулась с планом здания штаба англичан и его точным местоположением в городе. Фрунзе, понимая, что время прямых военных действий против эмира еще не стало, дал задание политотделу штаба фронта разработать в кратчайшие сроки спецоперацию по захвату английских инструкторов. Ситуация осложнялась тем, что красные, по договору с Бухарой, не могли отлучаться дальше 20 метров от железной дороги, проходившей через владения эмира.
После долгих совещаний план операции был выработан. В группу захвата вошли три человека:
- старший - комиссар Лайош Киш - профессиональный механик и водитель;
- Карл Фазекаш - лучший гусар интернационального кавполка Эрнста Кужелло;
- кронштадтсткий матрос Иван Шишкин - человек звериной силы.
Легенда - переговоры об условиях пользования железной дорогой.
Эмир принял предложение и назначил день аудиенции. При этом он предупредил, что примет только штатских дипломатов. Поехали в штатском на двух машинах - одна предназначалась в подарок эмиру в знак дружеского расположения.
В условленном месте машины встретили офицеры эмира и все вместе поехали в город. На развилке у въезда Лайош Киш заглушил мотор и, сославшись на его поломку, полез его чинить. Долго ничего не мог сделать и попросил Шишкина ему помочь. Офицеры, видя, что это надолго, показали дорогу к дворцу эмира, сказали, что будут ждать парламентеров там и укатили.
Как только офицеры скрылись из виду, все трое прыгнули в машину и рванули по боковым улочкам к дому англичан. Увидев дом с плоской крышей, у которого расхаживал часовой с винтовкой, Киш выключил зажигание и мотор начал "стрелять". Фазекаш и Шишкин выскочили из машины и спрятались за углом. Киш же стал бегать вокруг машины и ругаться по-русски. Часовой подошел к нему узнать в чем дело и Киш с размаха вырубил его ударом разводного ключа в челюсть. Шишкин бросил его в машину и группа бросилась в здание. там все заняло несколько секунд: все трое англичан находились в кабинете, им в три секунды настучали в бубен, связали, забросили в машину и помчались на станцию. На станцию ворвался на всех парах бронепоезд с восьмьюдесятью матросами, которые мигом втащили автомобиль в вагон и бронепоезд тут же рванул домой.
Англичане дали необходимые сведения, которые потом проверила авиаразведка красных.
Когда Красная армия раздербанила Бухару, Лайошу Кишу выпало сопровождать жен-узбечек эмира в Ташкент для свободной трудовой жизни.
рассказал он сам для сборника 1958 года "Венгерские интернационалисты в ВОСР"