В августе 1921 года в Монголии только-только закончилась гражданская война. Революционные силы победили, но номинальным главой государства остался Богдо-гэгэн. Флаг пока тоже остался прежним:
В это же время до Монголии дошли новости о нашей беде. Понятно, что никакой серьезной помощи страна нам дать не могла.
Однако вот эти два товарища:
Дамдин Сухэ-Батор и Хорлогийн Чойбалсан, получившие реальные рычаги власти, испытывали к нашей стране не только чувство симпатии, но и классовую солидарность и огромную благодарность за помощь в войне. 10 августа они разослали призыв "ко всем монголам" жертвовать для русских кто сколько может. Уже через пять дней в г. Алтанбулаг было собрано 1150 голов скота. Откуда монголы сами пригнали это стадо к Байкалу на станцию Кутулук. Кроме того, новое Правительство умудрилось собрать нам денег на сумму 75.000 банковским серебром (это сколько на золотые рубли? На сентябрь 1921 года 2 золотых рубля=1 доллар, 1.500 долларов=жизнь детдома на 100 детей с обслуживающим персоналом в течении месяца), солидную часть которых дал захваченный у барона Унгерна валютный запас.
На ст. Кутулук уже перед нашим Правительством встала проблема - как этот скот везти? Фуража нет, вагоны разбиты или отправлены на запад. В итоге скот забили на месте, часть засолили как могли и отправили в Челябинск (там ругали, но сожрали), часть продали Дальневосточной Республике, на вырученные деньги закупили у Японии рис и отправили в Калмыкию.
Под новый 1922 год на ту же станцию Кутулук, без всяких просьб с нашей стороны, пришел табун в 1.000 монгольских лошадей. Эти выносливые животные пришлись как нельзя кстати в Самарской, Саратовской и Царицынской губерниях, где своих лошадей почти не осталось.
Такая вот помощь бедной и разоренной войной страны.
Если кто знает больше - прошу делиться.
ЦГАОР 1065, 3, 28, л. 119, л. 146, л. 150-151