Слово дня.

Dec 03, 2018 11:33

"Проуфилить" - неожиданно и позорно слить, обделаться в чем-то важном.

К сентябрю 1918 года эсеровские правительства, что в Самаре, что в Сибири, настолько всех достали, что в ненависти к ним объединились все антисоветские силы.
Если в Омске белогвардейцами был организован эталонный переворот с "черными воронками", забравшими ночью в кутузку всех эсеровских министров, то с самарским Комучем пришлось повозиться.
В начале сентября Комуч все еще худо-бедно держал фронт, но, в основном, за счет чехословаков. Армия разбегалась, популярность падала, в тылу вспыхивали крестьянские восстания. В одно лицо эсеры уже не затаскивали. Поэтому было решено провести в Уфе "государственное совещание", на котором предполагалось объединить политические силы для борьбы с большевиками.
Совещание работало с 8 по 23 сентября. За это время Комуч потерял Казань и Симбирск, с юга прилетали могучие пинки чапаевцев.
На совещании вскрылись неприятные факты, которые раньше старались замалчивать и не замечать:
1. Основная масса офицерства больше не хочет "играть в демократию" и нашла поддержку у кадетов.
2. Большинство левых и рядовых эсеров всех мастей считают Комуч ренегатами и предателями за кидалово крестьян в пользу бывших помещиков (Комуч возвращал уже поделенные имения и урожай 1918 года бывшим владельцам, от чего потерял поддержку среди массы крестьян). А так как старые упыри привычны и понятны, то лучше идти с ними, чем с предателями.
3. Чехословакам нужен порядок в тылу, а не комучевский бардак, и они ищут "сильную руку", которая этот порядок наведет.
4. Сейчас представителей Комуча будут больно бить и отберут власть.

Короче, дело труба. Но.
Эсеры были старой боевой партией и в политические зарубы они умели.
Приняв ушат помоев, эсеры перешли в наступление. Всю тяжесть словесных баталий тащил на себе Николай Дмитрич Авксентьев


Он напомнил, что вся фигня началась с корниловского мятежа, который показал, что значит отдавать всю власть военным. Указал на то, что кадеты предлагают объединение "всех живых сил" - а эсеры стоят за то же самое. Затем Николай Дмитрич стал мастерски вбивать клин между кадетами и представителями других партий. Много зажигал на митингах и в зале совещаний. В итоге превратил заранее провальное совещание в арену борьбы эсеров с кадетами. Вместо запланированных 2-3-х дней, заседали две недели. Чехословакам и офицерам очень хотелось кому-нибудь вломить, но было непонятно кому.
Наконец, не выдержали чехословаки. Они заявили, что гори все огнем - они во Владик и домой.
Такого поворота никто не хотел и сели договариваться чисто конкретно.
Кадеты, а именно Виноградов Владимир Саныч


, заявили, что во имя спасения Родины они готовы пойти на коалицию с эсерами и даже отдать, в последний раз, им руководство. Пускай еще раз попытаются оправдать доверие.
Было предложено создать Всероссийское временное правительство в виде директории из пяти лиц. Авксентьеву, как авторитету, было предложено стать ее председателем и взять себе зама-эсера. Авксентьев согласился и взял замом эсера Зензинова. Остальными, рядовыми, членами Директории стали сам Виноградов, генерал Василий Болдырев и беспартийный, но сочувствующий кадетам, Петр Вологодский.

На следующее утро родилось выражение "проуфилить".
В директории все решения принимаются простым большинством голосов.

Выражение активно юзали в 20-х. Например из Богдановской волости сообщали летом 1922 года, что "урожай проуфили".

словарь 20-х

Previous post Next post
Up