Осенью 1918 года компартия Канады смогла отпечатать на мимеографе в нескольких тысячах экземплярах выдержки из запрещенного к печати знаменитого ленинского "Письма к американским рабочим".
В течении двух лет это письмо расклеивалось по всей Канаде, особенно в местах скопления рабочих. Почти везде это письмо моментально срывали и уничтожали местные власти. Но во франкоязычных областях, а также там, где вкалывали в товарном количестве рабочие-франкофоны, письма висели нетронутыми. За попытку сорвать или повредить письмо выбивали зубы и разбивали бошки что полицейским, что хулиганам, что штрейкбрехерам, что солдатам - без разницы. Болельщики "Монреаль канадиенс" просто прибили его гвоздями к воротам арены и руководство клуба пылинки с него сдувало в страхе перед последствиями. А французские железнодорожные рабочие вывешивали его со знаком строительных работ и крепили на маневровые паровозы.
Не то чтобы все франкофоны сочувствовали коммунизму - далеко нет, хотя они были весьма склонны к левым взглядам. Не то чтобы Ленин указывал им на что-то насущное и важное - дело не в этом. Просто все франкофоны млели от вводной части письма:
"американские миллиардеры, эти современные рабовладельцы, открыли особенно трагическую страницу в кровавой истории кровавого империализма, дав согласие - все равно, прямое или косвенное, открытое или лицемерно - прикрытое, - на вооруженный поход англо-японских зверей с целью удушения первой социалистической республики".
Им прям хорошо так заходило.
Рассказал Тим Бак. Избранные произведения. М. 1972