Лидерские качества рядового большевика.

Nov 18, 2018 00:20

В 1915 году ссыльным в Туруханском крае (и не только там) жилось очень туго - ежемесячного пособия в 10 рублей совсем не хватало. Жили по двое-трое в домах местных небогатых крестьян под одной крышей со скотиной и семьей хозяев в 6-8 человек. Ничего хорошего в этом не было. Выживали рыбалкой, охотой, сбором ягоды или топились-стрелялись.
Особенно угнетало отсутствие Дела. Многих ссылка ломала морально (отчего власти и применяли ее) - изо дня в день унылое, тяжелое существование отшибало все мысли, кроме жажды относительного комфорта, желательно в европейской России.
В условиях военного времени большинство доступных журналов либо закрылись, либо прекратили подписку в отдаленных уголках. Многие издания запретили из цензурных соображений. Приходилось перечитывать по пять-шесть раз немногие разрешенные военной цензурой книги, заранее привезенные с собой. Переписку ссыльных с волей тоже сильно ограничили, шифрованные письма палили, нарушителей наказывали.
Оставалось либо деградировать и подыхать от синьки, либо самовыпиливаться. Многие ссыльные именно так и поступили.

Буквально спас всех от деградации и суицида простой большевик, сосед ссыльного Якова Свердлова, по кличке Коба, он же Иосиф Виссарионов Джугашвили, он же Иосиф Сталин. В его голову пришла следующая идея:

стрясти с каждого ссыльного (и большевика, и меньшевика, и анархиста, и эсера, и бундовца) по несколько копеек и выписать самый дешевый и аполитичный журнал "Вопросы страхования", годовая подписка на который стоила всего 6 рублей.

В журнале, помимо прочего, публиковалась стата по всяким происшествиям в империи - а это основа для анализа. Пришедшие номера Коба пересылал пишущим, башковитым и авторитетным революционерам, одуревавшим от ссылки в том же уезде: соседу Свердлову, Бадаеву, Голощекину, Спандарьяну, Масленникову, Муранову. Те, истосковавшись по делу, фигачили зажигательные статьи с подробным разбором доступной статы и читали по ним лекции, отрывая ссыльных от паленого самогона, депрессии и суицида. Аналитику слали в журнал, подписываясь своими кличками, не засвеченными в протоколах судов и приговорах.
Журнал обалдел от своей популярности в жопе мира и печатал письма целиком - политики-то и секретной информации особо нету.

На "большой земле" первым чухнул годноту в скучнейших "Вопросах страхования" журналист заштатной владикавказской газеты "Терек" Сергей Миронович Киров. Он забабахал в газете рубрику по аналитике страховых случаев из журнала со своими комментариями, в которых без сносок цитировал Ленина и Плеханова. В Якутске объявились несколько пораженных в правах бывших революционеров, которые совершенно легально выписали "Терек" и так же легально переслали его в Туруханский край.

Там газету прочитали и четко уловили запрос Центра: обозначить свое мнение по текущему моменту - какова партийная позиция ссыльных.
Коба запросил жандармское начальство: можно ли написать политическое письмо в "Вопросы страхования", в котором ссыльные обмажут говном руководство РСДРП и депутатов Думы? Охранка дала добро и журнал, в скором времени, опубликовал следующее письмо:
"Дорогие товарищи! Мы, группа ссыльных Туруханского края, с радостью приветствуем возобновление журнала "Вопросы страхования". Мы полагаем, что в переживаемое нами время, когда общественное мнение рабочих масс в России фальсифицируется столь бесцеремонным образом и подлинное рабочее представительство подменяется при деятельном содействии Гучкова и Рябушинского, отрадно видеть и читать действительно достойный журнал. Пусть "Вопросы страхования" приложат все усилия и старания к делу идейного страхования рабочего класса нашей страны от глубоко развращающей, антипролетарской и в корне противоречащей принципам международности проповеди гг. Потресовых, Левицких и Плехановых.

И. Сталин, С. Спандарьян, А. Масленников".


большевики, Сталин

Previous post Next post
Up