Самарский рабочий полк 25-й дивизии РККА.

Jul 18, 2018 10:39

В самом знаменитом эпизоде кинофильма "Чапаев" - психическая атака каппелевцев - есть сцена, в которой нелепые обормоты в неуставной одежде бегут в панике с холма при виде стройных офицерских рядов:

image Click to view



Это Самарский рабочий полк. Эпизод на самом деле имел место быть, только был еще более нелепым. Даже Фурманов, описывая его в своей книге, сгладил углы, чтобы не словить обвинения в излишней карикатурности.
Полк на самом деле не драпанул, а проспал атаку белых - те спокойно прошли мимо позиции самарцев на холмах, с которой идеально просматривалась вся местность вокруг. Проспали белых в прямом смысле слова, останавливали атаку противника совсем другие люди.
Самарский рабочий полк был набран весной 1919 года по "профсоюзной мобилизации", когда гребли по сусекам неликвид, лишь бы заткнуть бреши на Восточном фронте. В полк удалось набрать около 300 человек. На первом построении полка при команде: "строевые, три шага вперед", вперед вышло 20 человек. Сколиоз, плоскостопие и косоглазие в Самарском рабочем полку за пороки не считались. Обмундирование почти всем пришлось не по размеру. При торжественном параде в Самаре, на котором Троцкий провожал полки на битву с Колчаком, Самарский рабочий полк от позора убрали в первую (дальнюю) линию оцепления.
При выступлении на фронт Самарский рабочий полк влили в качестве 3-го батальона в 220-й Иваново-Вознесенский стрелковый полк, где комполка Мухин самарцев иначе как "уродами" не называл.
В походном и бытовом плане пришитый батальон представлял собой более чем плачевное зрелище, но в бою вел себя храбро - бойцы тупо не понимали что происходит, позиций не сдавали, стреляли в заданном направлении и несли нелепые потери.
Реальное, описанное Фурмановым сражение происходило под Бугульмой. Накануне замеса Самарский рабочий полк (он же 3-й батальон 220-го полка) совершил длительный плоскостопый марш по пересеченной местности. Бойцы поголовно сбили ноги, страшно измучились и потеряли где-то в обозах свою кухню. Заняв позиции за холмами, полк выставил на их вершинах боевое охранение, которое проверил сам Чапаев. Как только Чапаев уехал, бойцы доели крошки из карманов и тут же уснули мертвым сном. Не мог уснуть только один боец охранения - слишком сильно болели мозоли. Он сидел на гребне холма, тер ноги и смотрел на поле.
Беда была в том, что у бойца зрение было -9,5, а очки ему нашлись только на -6 и одно из стекол было треснуто.

Этим единственным дозорным полка был будущий академик АН СССР Михаил Николаевич Тихомиров, который оставил замечательные воспоминания "Самара в моей жизни (1919-1923 гг.)", Издательство "Самарский университет", 1994.

Чапаев, кино, Тихомиров, гражданская война, Самара

Previous post Next post
Up