Голландские коммунисты и помощь русским голодающим.

Jun 08, 2018 11:11

В начале 1920-х коммунистов в Нидерландах было мало, называли они себя "Коммунистическая партия Голландии" (а не Нидерландов) и имели свою специфику.
Собственно, коммунистов в Голландии изначально было мало из-за отсутствия сколько-нибудь значимого рабочего класса: страна, по-старинке, жила торговлей, сельским хозяйством, ловом сельди и эксплуатацией колоний. Коммунисты заводились преимущественно среди студенческой молодежи, рабочих, обслуживающих каналы, железнодорожников и докеров.
Пережив Мировую войну без потерь, и став свидетелем великих потрясений в среди "великих" держав, Нидерланды превратились в исключительно консервативное государство, жутко боящееся каких-либо потрясений.
На 1921 год в Нидерландах насчитывалось около 2.000 коммунистов, которые не представляли сколько-нибудь значимой политической силы. В колониях же, коммунизм и социалистические идеи наоборот поднимали голову, что не могло не тревожить голландское Правительство. Лечили так: ячейки запрещали и разгоняли, а лидеров переправляли в метрополию под присмотр и перевоспитание. Особо отмороженных сажали.
Большинство профсоюзов в Нидерландах входило в консервативную и лояльную правительствам МФТЮ (Международная Федерация Тред-Юнионов). Коммунистические профсоюзы вели полулегальное существование и было их кот наплакал. Кроме того, за 1910-е годы партия пережила несколько расколов, сменила несколько названий и население просто путалось: кто из коммунистов "настоящие", а какие просто подвид социалистов.

В 1921-м же году случилась наша катастрофа. Компартия Голландии сразу же вступила в "Межрабпом", где от нее ничего особого не ждали и пытались втянуть в работу вместо нее МФТЮ. Но МФТЮ принципиально отказалась, предпочтя вести работу самостоятельно (кормили пополам с АРА Чувашию).
Голландские коммунисты приняли решение вести культурно-просветительскую работу среди населения: развенчивать мифы о РСФСР, рассказывать о бедствиях, переживаемых русскими, и собирать пожертвования для голодающих. Сначала пытались организовывать собрания, но на них почти никто не ходил: газеты неохотно принимали объявления от "коммуняк", да и сами жители относились с опаской.
Тогда стали, по примеру немецких коммунистов, обвешиваться плакатами, ходить по улицам и раздавать брошюры о нашем Голоде. Чаще всего ходили по рабочим проходным, откуда и потекли первые пожертвования. Вскоре агитаторов стали замечать, к ним подходили на улице, расспрашивали, кидали в кружки мелочь. Ручеек пожертвований был маленький и ничего серьезного не предвиделось. Но, внезапно, помогли выборы в Генеральные Штаты 1922 года.
Коммунистическая партия Голландии заявилась на выборы и смогла, во главе с ее первым руководителем Давидом Вейнкопом, вести легальную агитацию, участвовать в дебатах и размещать статьи на полосах центральных газет.


Коммунисты воспользовались шансом не для партийной агитации (пройти в парламент даже и не мечтали), а для рассказов о голоде в России и сбора пожертвований. Натурально так и заявляли, мол в парламент нас можете не пускать, он нам все равно не светит, но послушайте, пожалуйста, про голодных русских детей и подайте кто сколько может на их пропитание. Честно предупреждали, что всю помощь будут направлять только через коммунистический "Межрабпом".

В то же самое время, в Голландии находился на "перевоспитании" высланный из Ост-Индии Тан Малака - впоследствии легенда Индонезийского и Филиппинского коммунистического движения, человек-глыба и один из теоретиков марксизма в регионе:


Тан Малака включился в агитационную работу. Он набрал ворох плакатов и брошюр и пошел, как бывший харлемский студент, по студенческим кампусам и аудиториям. Обладая ораторским даром ореолом некоего повстанца из колоний, Тан Малака неизменно вызывал ажиотаж: на его выступления ходили и слушали. Тан Малака акцентированно, при полных аудиториях, обращался к студентам-сынкам богатых родителей и те стали отдавать на русских голодающих не мелочь из дырявых штанов, а хрустящие купюры.

К июню 1922 года, голландские коммунисты собрали 500.000 гульденов. На эти деньги, в течении года, по линии Межрабпома, содержалось два детских дома: в Самаре на 70 детей и в Смолино (Нижегородская губерния) на 85 детей /ГАРФ ф.1065, оп.3, д.38, л.193-195/.
В Самаре детский дом назывался "имени Карла Маркса" и находился на ул. Советской (Куйбышева") 150. Про смолинский детдом подробнее не знаю.

На выборах в июне 1922 года Коммунистическая партия Голландии неожиданно преодолела избирательный барьер и получила 2 места в Нижней палате Генеральных Штатов. Вейнкоп, видя растущую популярность Тана Малака, включил его в список под вторым номером и тот стал первым в истории депутатом Генеральных Штатов Нидерландов-коренным жителем Голландской Ост-Индии.

голландцы, Тан Малака, коммунисты, детдома, Самара, межрабпом

Previous post Next post
Up