Считается очень умным встявлять в тексты фразу "Дилетанты рассуждают о тактике, а профессионалы занимаются логистикой". Типа вставил и все в логистике понимаешь: можно пинать царей, королей, президентов, большевиков, белых, Александра Македонского и Навуходоносора за несвоевременную доставку грузов и неэффективное снабжение армий и территорий. А как она, логистика эта самая, выглядит - редко где встретишь. Когда мне довелось рыться в Riksarkivet, отраду и слезы мои составляли обязательные рапорты делегатов Шведского Красного Креста, сопровождавших продмаршруты. К рапортам, в обязательном порядке, подшивались все телеграммы, отправленные и полученные в пути - картина получается нагляднейшая. Два года назад я выкладывал два типичнейших рапорта. Первый - когда случилось все, что могло случиться, второй - муторная, изматывающая дорога и волокита, почти без стрельбы (Анрайку, чувствую, зайдет).
Когда случилось все.
От первой шведской экспедиции в Самару по разным причинам отстали два человека - инженер-агроном Норлин и второй зам верховного комиссара Сарве. Им была поставлена задача забрать в Ревеле оставшиеся грузы и самостоятельно доставить их в Самару. Оба прекрасно знали куда едут, хорошо говорили по-русски. Норлин с 1915 по 1918 работал в лагере для военнопленных в Омске, Сарве вообще родился в Санкт-Петербурге в семье шведского пастора. Обоим под сорок. Решительные, много повидавшие. Напрягает их только одна вещь. Советское Правительство разрешило провезти только 9 револьверов - по одному на каждого мужчину-члена экспедиции. И ящик с ними и патронами уехал с Экстрандом.. Но приказ есть приказ - поехали.
26.11.1921 отплыли из Стокгольма. Приплыли в Ревель 29.11.1921.
Девять дней контролируют разгрузку грузов с пароходов Libau, Uranus, Egil и Alfred и погрузку в прибывшие из Петрограда вагоны.
08.12.1921 в 3 часа утра выезжают в Петроград. На первом же перегоне выходит из строя вагон № 647.069. Его оставляют, грузы рассовывают по остальным вагонам.
В 6 вечера в Ямбурге. В Ямбурге вагоны прицепляют к другому паровозу, Норлин и Сарве знакомятся с вооруженной охраной, получают паспорта.
09.12. Выехали. В 11 утра. 10.12. Поезд уже в Тосно.
11.12. Долгая остановка в Любани- пропускают американские поезда с продовольствием.
13.12. В 8 утра наконец тронулись в путь.
14.12 Прибывают в Бологое в 10 часов вечера.
15.12. Отбывают из Бологое в 2 ночи, в 9 часов утра уже в Твери. В Твери, прямо на вокзале, неизвестные пытаются вскрыть вагоны. Охрана открывает огонь - убивают или ранят 2 человек. (никто не проверяет что с людьми - будничная картина для Твери в декабре 1921)
16.12. Прибывают в полдень в Клин.
17.12. В Москве. Встречаются со шведскими представителями, получают пропуска, накладные и т.п. Меняют вагоны.
21.12. Выезжают из Москвы.
23.12 В шесть часов вечера дотащились до Рязани.
24.12. Едут из Рязани в Сасово.
25.12. Простояли в Сасово - нет локомотива и топлива. Вечером пригнали локомотив, выехали в ночь.
В ночь с 25.12 на 26.12. в районе Теплого Стана, прямо на ходу, неизвестные пытаются проломить вагоны. В вагон, где едут Норлин с Сарве, буром и ломом проламывается крыша. Снаружи идет бой - охрана открыла огонь. Нападающие оказались вооружены и открыли ответный огонь. (интересно о чем в этот момент думают Норлин и Сарве - вспоминают ли нехорошими словами Экстранда)
27.12. Стоят в Рузаевке. У нас потерь нет. Осматривают вагоны. В трех вагонах разбиты бочки с сельдью (вытащить бочку на ходу невозможно - их 96 в вагоне и стоят очень плотно). Выломаны доски из вагона с мукой, все рассыпано - оценить ущерб невозможно, утащено три больших мешка с сухим молоком.
В Рузаевке же ремонтируют (наскоро забивают досками) 4 вагона.
Выехали.
В ночь с 27.12 на 28.12, из-за перегрева вагонных осей, сломалась сцепка между 8 и 9 вагонами. В результате 30 вагонов с продовольствием отцепились. Затормозили их только через 15 километров в поле. (в кромешной тьме, в зимнем поле)
28.12. стояли в поле - чинились своими силами.
30.12.1921 Прибыли наконец в Самару
"Благополучное" путешествие:
http://d-clarence.livejournal.com/11239.html