Только военные действия.
Источники:
1. Сборник документов архивов ГАКО (ЦГАСО), Жигулевского филиала ГАКО, Сызранского филиала ГАКО, ПАКО (СОГАСПИ), Куйбышевского музея краеведения, ЦГАОР (в ГАРФе), ЦГАСА, ЦГА ТАССР, составленный Ф.Г. Поповым "1918 год в Самарской губернии. Хроника событий". Куйбышев, 1972.
2. Сборник документов "Венгерские Интернационалисты в Октябрьской революции и гражданской войне в СССР", т.2. М., 1968.
3. Ю.Н. Щербаков. Братство, скрепленное кровью. Куйбышев, 1961.
Сначала Самара была на грани падения 17-19 мая во время анархистско-максималистско-правоэсеровского мятежа. Совпал с наступлением казаков Дутова в Николаевском уезде.
17 мая.
Самара.
Непосредственным катализатором мятежа послужил приказ чрезвычайного штаба обороны о мобилизации легковых лошадей для нужд Оренбургского фронта.
С утра эсеры организовали стихийный митинг на Троицком рынке. Туда потянулись возмущенные ломовики и извозчики.
Одновременно, по городу начали разъезжать на грузовиках с пулеметами анархисты отряда Смородинова и стрелять по окнам советских учреждений. К анархистам присоединился отряд комиссара по товарообмену Кудинского в 200 штыков, который занял почту, телеграф и телефонную станцию. Анархисты захватили 2 милицейских участка.
На митинг прибыли два коммуниста - Котылев и Аугенфиш. Они объявили, что приказ о мобилизации лошадей отменяется. В ответ из толпы раздался выстрел и Аугенфиш был убит на месте.
В полдень к зданию тюрьмы подъехали на автомобилях анархисты, закидали охрану гранатами, освободили и присоединили к себе уголовных заключенных.
К вечеру коммунисты собирают в своем штабе на Заводской улице (Венцека) 400 человек с винтовками и гранатами. Отряд оцепляет квартал. С фронта срочно отзывается командующий Яковлев.
К полуночи прибывает из Сызрани и разгружается интернациональный китайский отряд (50 китайцев и 12 русских). К штабу стягиваются 2 отряда венгров - 25 коммунистов Яноша Ивани и 30 воинов-интернационалистов Белы Байора.
Пользуясь тяжелым положением, ячейка левых эсеров выбивает из большевиков 15.000 рублей на издание газеты "Знамя труда".
За полночь. Анархисты устраивают мощнейшую попойку в номерах Телегина на Соборной улице.
Правые эсеры и матросы-максималисты обосновываются в гостинице Филимонова на площади Революции.
18 мая.
Самара.
Ранним утром вооруженный отряд коммунистов бескровно повязал в номерах мертвецки пьяных анархистов.
Утром получили известие, что к Самаре подходят два отряда максималистов, бросивших свои позиции на фронте. Среди коммунистов легкая паника.
Утром же, комфронта Яковлев, вместе со своим штабом, приезжает к этим отрядам, матерно орет, дерется и возвращает их на фронт.
В полдень на улицах происходят столкновения с матросами-максималистами и правыми эсерами. Есть раненые.
К ночи мятежники баррикадируются в гостинице Филимонова и выкатывают пулеметы.
19 мая.
Ранним утром венгры устанавливают на другом конце площади пулеметы и стреляют по окнам гостиницы. Матросы отвечают. К гостинице с угла подходит отряд матросов-большевиков из воздушной флотилии и предлагает "братве" сдаться. Их посылают и матросы берут гостиницу штурмом. Получилось на редкость бескровно: у мятежников 1 убит, 1 ранен, остальные сдались; у большевиков 1 легкораненый.
Мятежников сажают под арест. Пытаются взять под контроль обстановку на Оренбургском фронте.
Падение.
29 мая.
Сызрань.
После полудня части 1-й дивизии Чехословацкого корпуса прибыли на вокзал Сызрани. Их встретили представители Советской власти, в сопровождении отряда красноармейцев, и потребовали сдать оружие. По приказу своего командира, чехословацкие солдаты окружили и разоружили красноармейцев, заняли вокзал, захватили склады с оружием, боеприпасами и артиллерией и организовали оборону.
Сызранский Совет созывает экстренное совещание.
30 мая.
Самара.
Куйбышев издает приказ, объявляющий Сызрань и Самару на осадном положении. Организуется "Революционный штаб обороны" под началом самого Куйбышева и замглавкома Урало-Оренбургским фронтом П.В. Гузаковым. Комендантом Самары назначен Кадомцев. Все коммунисты, способные носить оружие, объявляются мобилизованными.
Ярослав Гашек публикует воззвание "Ко всем чехословакам".
Вечером, из Самары, к железнодорожному мосту через Волгу прибывают отряды красных и занимают позиции на левом берегу. Состав: латышский отряд В. Озолина, Иващенковский рабочий красногвардейский отряд Франца Голи, коммунисты Иващенкова под командованием Т.Ф. Казимирова и Иващенковская заводская охрана под командованием А.Я. Вороновича. Всего 500 штыков.
Сызрань.
Сызранский Совет ведет переговоры с чехословацким командованием по улаживанию конфликта. В результате заключают договор, согласно которому, Совет обязуется пропустить чехословацкие эшелоны во Владивосток, а чехословаки обязуются сдать все "лишнее, отобранное в Пензе, Кузнецке и Сызрани оружие советским представителям по отправлении последнего эшелона из Сызрани". Стороны обязуются совместно поддерживать порядок на вокзале и ж/д путях.
Вечером прибывают остальные чехословацкие части. Чехословаки захватывают весь город, взрывают мост западнее Сызрани, захватывают все военные склады и казармы. На пристани арестовывают пароход с возвращавшимся из Москвы членом Сызранского Совета И.И. Белинским, которого расстреливают.
31 мая.
Самара.
При клубе коммунистов организован санитарный отряд. Весь день приходят отряды от рабочих профсоюзов. С ними немедленно начинают заниматься военной подготовкой.
Район ж/д моста через Волгу.
Ранним утром белочехи предъявили ультиматум отряду на левом берегу с требованием очистить пути и исчезнуть. Отряд послал их. Белочехи пустили вооруженный паровоз и пошли под его прикрытием в атаку. Отряд был смят, остатки бежали в Безенчук. Белочехи организовали охрану моста и начали ремонт поврежденных отрядом путей.
После полудня к мосту подошел по Волге на пароходе "Фельдмаршал Суворов" и катере "Струя" отряд матросов воздушной флотилии. Мост был уже занят белочехами. После орудийной и пулеметной перестрелки, матросы вернулись в Самару.
Сызрань.
Власть в совете захватывают меньшевики и правые эсеры.
Николаевский уезд.
Отряд уральских казаков сжег Совет в с. Любицком и направился в с. Семеновку. Члены местной сельхозкоммуны "Труд", в составе 40 человек, вооружились и вышли навстречу. Были разбиты. Пленных пригнали в село, где вместе с семьями, после пыток, зарубили. Всего 100 человек.
1 июня.
Самара.
На Хлебной площади устанавливаются артиллерийские орудия. На правом берегу Самарки роют окопы. Губком левых эсеров объявляет сбор своих боевых дружин для поддержки красных.
2 июня.
Главком Урало-Оренбургского фронта Яковлев издает приказ об эвакуации штаба и технического аппарата железной дороги в Уфу.
Золотой запас погружен на пароход "Фельдмаршал Суворов" и отправлен в Казань. Главным назначен А.Х. Митрофанов. Всего погружено золота в золотых монетах на 57,5 миллионов и кредитных билетов на 30 миллионов.
По Самаре проходит крестный ход, преимущественно из пожилых женщин, с призывом к свержению советской власти. Власти на него никак не реагируют, только не допускают к вокзалу.
Около полуночи, на путях у Панского переезда, обнаруживают заряд для подрыва проходящих красноармейских эшелонов. Заряд ликвидируют.
3 июня.
Самара.
Меньшевики и эсеры пытаются захватить власть в союзе железнодорожных рабочих. Посланы далеко.
Все относительно боеспособные части выдвигаются к ст. Липяги.
4 июня.
Ст. Липяги.
На пространстве от Русских Липягов до с. Воскресенка происходит ожесточенный бой между советскими отрядами и частями белочехов. Бой носит упорный характер, но, после повторной атаки, белочехи опрокидывают фланги обороняющихся. Дольше всех держится центр красных: отряд матросов и латышей. У них заканчиваются патроны и их всех истребляют. Отступающие части бегут к реке Татьянка, их расстреливают из пулеметов, многие тонут. Разгром полный. Убиты командующий обороной Кадомцев и командир латышей Озолин. Штаб в Самаре оценивает потери в 1000 человек. (Всего, с поля боя, соберут и захоронят 14 июня 1300 трупов, "Волжское слово" №115).
Бузулук.
Из Бузулука на помощь Самаре выдвигается отряд в 210 вооруженных рабочих. Они растворятся в пространстве и истории - никуда не придут и не вернутся.
5 июня.
Самара.
На левом берегу Самарки, у ж/д моста, окопались и отчаянно дерутся китайцы (все те же 50 + 12 русских). После двух безрезультатных атак, белочехи развертывают артиллерию и начинают обстрел китайских позиций и моста. Под раздачу попадают вокзал и Уральская улица, жителей с улицы срочно эвакуируют. В полдень, перебежками, к китайцам прибегает подкрепление - 10 югославов. Хотели послать много, но -
В 4 часа в городе опять появляются анархисты. 150 человек на автомобилях, с пулеметами, подлетают к тюрьме, опять забрасывают охрану гранатами, освобождают арестованных своих алкашей и разрастаются до отряда в 470 рыл (за счет уголовного элемента). С ними вступают в перестрелку прибежавшие патрули коммунистов. Анархисты, отстреливаясь, скрываются в сторону Смышляевки, где ставят всех на уши.
Безенчук.
Со стороны Сызрани, в тыл белочехам, неожиданно влетают советские отряды. Белочехи бегут с вокзала, среди них паника. Но! Среди отряда - 300 эсеров под командованием Попова. Они забирают брошенное белочехами оружие и сваливают. Призывают красноармейцев сделать также. Красноармейцы колеблются, но тут подходят подкрепления белочехов. Все удирают.
6 июня.
Самара.
На вокзал прибывают представители белочехов с белым флагом. Они просят оказать помощь их раненым солдатам. В замен обещают перемирие и переговоры. Санитарный отряд В.П. Мяги отправляется на автомобиле в расположение белочешских частей.
Вечером белочехи неожиданно открывают огонь по Хлебной площади, пытаясь накрыть батарею красных. Несколько снарядов попадают в жилые дома, среди гражданских появляются убитые и раненые.
В полночь начинается пулеметная перестрелка. Красные части, оборонявшиеся на левом берегу Самарки, скидывают в реку, остаются одни китайцы.
7 июня.
Самара.
На рассвете 2-часовой артобстрел Хлебной площади. С 5-ти вечера идет ружейно-пулеметная перестрелка через Самарку. В Самаре загораются от взрывов несколько домов.
Вечером, прибывший в подкрепление Уфимский рабочий отряд меняет в окопах у ж/д моста интернационалистов. Ночью передовые пикеты уфимцев перебегают к белочехам.
8 июня.
Самара.
На рассвете, сбив заставу у моста, на вокзал врывается бронепоезд белых. Одновременно, с углов улицы, восставшие офицеры начинают обстрел из пулеметов клуба коммунистов.
Используя лодки, белочехи переправляются через Самарку в районе Хлебной площади под прикрытием орудий и пулеметов. После короткой схватки, захватывают позиции красных. Упорно обороняется только интернациональный отряд Гая, который держит район вдоль современной улицы Алексея Толстого, давая тем самым партактиву эвакуироваться на два парохода.
Одновременно, по всему городу, начинается правоэсеровский и меньшевистский мятеж. По подкреплениям красных стреляют из окон и чердаков. В городе хаос.
В 8 часов утра город полностью во власти белых и белочехов, оборонятся только клуб коммунистов и болгарская караульная рота в одном из зданий вокзала.
В 10 утра все кончено. По улицам начинают ходить патрули белых и белочехов, которые расстреливают коммунистов и сочувствующих по указанию местных торговцев и меньшевиков.
На Театральной площади вскрываются могилы похороненных там красноармейцев.
На улицах растерзаны: Ф.И. Венцек, зав. жилотделом Штыркин, поэт и драматург А.С. Конихин, красногвардейка Мария Вагнер, рабочие Алеев, Бахмутов, Тезиков, член агитаторской группы молодежи Я.М. Длуголенский, работник коллегии по формированию Красной армии Шульц и пытавшийся оказать помощь раненому красноармейцу рабочий П.Д. Романов. Дальше уже никого на куски не рвали, а только расстреливали.
Комуч издает приказ №1 о том, что вся власть переходит к нему.
Сколько погибло в первый день, в результате расправ, сказать сложно. Вот что пишет датский уполномоченный Хартнак, который присутствовал, в донесении в свое посольство:
"После того, как всякое сопротивление было сломлено, все комиссары, красные солдаты и часть бывших австро-венгерских военнопленных, которые вступили в красную гвардию, были уничтожены" (источник № 2, с. 131).
Кроме того, по данным Шведского Красного Креста, в Самаре находилось 1500 военнопленных венгров, которые не вступали в Красную армию и просто ждали репатриации. Этих тоже принялись расстреливать, но, благодаря вмешательству руководителя отделения ШКК Анны Линдер, быстро это дело прекратили и просто посадили венгров под замок, лишив пищи. История там долгая с ними, как-нибудь потом.
9 июня.
Самара.
В город вступили казачьи полки. На улицах продолжаются расстрелы и самосуды. В тюрьму доставлено 216 арестованных.
Вечером толпа громит продовольственный склад горпродкома. В ответ, Комуч и белочехи, начинают водворять порядок.
10 июня.
Самара.
В помещение на углу Соборной и Панской, занимаемое белочехами, с улицы залетает бомба. 10 пострадавших.
11 июня.
Самара.
На левом берегу Самарки расстреляны 11 рабочих, как сочувствующие коммунистам.
Если надо, то продолжим серию хроникой взятия Самары обратно красными 7-8 октября 1918 года.