Тǎван атте - отец родной чувашей и самарских бухгалтеров Василий Николаевич Александров.

Jun 25, 2017 16:38

История о том, как в совершенно невозможных условиях решить абсолютно неразрешимые для современной бюрократии проблемы.

Эпиграф.
Из письма бывшего председателя Облисполкома Чувашской автономной области С.А. Коричева в Президиум Верховного Совета Чувашской АССР от 3 марта 1959 года:
"С радостью я прочитал решение Президиума Верховного Совета Чувашской АССР о награждении Почетной грамотой тов. Александрова В.Н. Награда эта заслуженная. Тов. Александров очень много сделал в борьбе с голодом и его последствиями в Чувашии, он был очень хорошим организатором и неутомимым работником. В любое время дня и ночи он выезжал на места. Выполнял там большие ответственные работы: организовывал эвакуацию детей, помогал открывать столовые, получать и распределять продовольствие, семена. Особенно большое значение имело для Чувашии проведенное т. Александровым по поручению Москвы тщательное обследование положения пострадавшего от неурожая населения. Только после этого обследования в ЦК Помгол и других центральных органах был окончательно решен вопрос о немедленной организации помощи голодающим ЧАО.
Тов. Александров также помогал правильно организовать использование помощи, получаемой Чувашией от АРА, МФТЮ и Межрабпома. Президиум Верховного Совета Чувашской АССР очень правильно сделал, наградив его Почетной грамотой".

Немного предыстории голода в Чувашии и о помощи иноргов - по тэгу "Чувашия".
Напомним, что урожай в 1921 году собрали в Чувашии в 1.308.447 пудов. А ежегодное потребление на 850.000 жителей составляло более 14 миллионов пудов. К ноябрю того же года 594.408 жителей не имели вообще никакой еды. Совсем.
В 1921 году Василию Александрову всего 25 лет. В партию вступил в 1918 году и ушел добровольцем в Красную армию. Служил пулеметчиком на Восточном фронте. В 1920-м парня взяли на работу в Особый отдел ВЧК 10 армии.Там быстро заметили административные таланты молодого сотрудника и перевели в Москву, в Комиссию по улучшению быта ученых.
Как Александрова нежданно-негаданно отправили в Чувашию-здесь: http://d-clarence.livejournal.com/163423.html

Теперь, собственно, сама история. Как Алексадров спасал чувашей.
Многие ведь совершенно абстрактно представляют себе дело гуманитарной помощи: делов-то - завезти еду эшелонами и выгрузить. Это в принципе неверно. Так вы никогда и никого не спасете. В Африку вон ежегодно тоннами продовольствие везут, и толку? В гуманитарной помощи главное: организация распределения, его учет и постоянный мониторинг. Вторая важнейшая вещь - аппарат распределения. Третья - взаимодействие властей и правоохранительных органов. Только когда все работает как часы, гуманитарная помощь достигает максимальной эффективности.
А эффективная чистая гуманитарная помощь есть палка о двух концах. Ибо она есть "халява". При масштабных гуманитарных катастрофах не менее важна организация общественных работ и вообще занятости населения. Мотивированные к труду жертвы голода намного быстрее возвращаются к самостоятельному производству и преодолевают экономическую разруху.

Зачем я так длинно - это к тому, что все это в ЦК понимали и создали институт Полномочных представителей Правительства РСФСР (УССР) при всех иностранных организациях. Представители имелись в каждой области, охваченной Голодом. Задача - все вышеперечисленное. Организация общественных работ и сети распределения лежала на председателях Губисполкомов ("губернаторах"), но Полпред имел право вмешиваться и влиять на решения местных властей.

Вернувшись из поездки в Чувашию, товарищ Александров и не догадывался, что отправится туда снова и в новом качестве. Ни о чем таком он не думал целых два дня, пока Ленин не предложил членам ЦК Помгол попробовать на вкус чувашские суррогаты. Помгол, как мы знаем, принял решение о немедленной помощи Чувашии.
Александрова вызвали в Моссовет и сообщили, что он поступает под начало старого большевика Василия Михайловича Смирнова, который направляется полпредом в Чувашию. И познакомили с легендой большевистского подполья Асей Калининой


которую также направляли в Чувашию на эвакуацию детей в благополучные районы.
В дороге товарищ Смирнов схватил сильнейшую ангину, а потом и пневмонию. Никуда не вернулся, работал до талова, свою роль сыграл. Его роль - авторитет. Звонки, а в случае необходимости и явка в любые организации Чувашии. Вид смертельно больного старого большевика внушал уважение и страх.
Перед самым отъездом, Александрова вызвал на пять минут Дзержинский.

Очень сжато он напутствовал своего сотрудника: "Не сбивайтесь в чистую благотворительность. Вы осуществляете связь между рабочими Москвы и трудящимися Чувашии. Осуществляйте контроль за расходованием средств помощи, изыскивайте новые возможности и виды помощи, организовывайте само население на борьбу с голодом".

Выдвинулись с эшелоном продовольствия и медикаментов в 15 вагонов от трудящихся Москвы. Смирнов еще в сознании и принимает первое ключевое решение: штаб Помгола будет расположен не в столице Чувашии, а на узловой железнодорожной станции Шихраны (ныне Канаш).
Первая работа для местных подыхающих телефонистов - тянуть и чинить ветки ко всем телефонным станциям Чувашии.
Решение неимоверно взбодрило Чебоксары: чего это москвичи не доехали? Чего это они штаб устроили в уездном городишке? Чебоксары скребут и моют.
Через неделю Смирнов с Александровым приехали в Чебоксары на совещание партактива. Смирнов говорить уже не мог. Местные партработники пытаются что-то бодро докладывать. Смирнов хрипит, что выступит Александров. Александров с трибуны передает привет от трудящихся Москвы и обещает собравшимся, что Москва Чувашию не бросит. После чего просит всех подходить к нему и лично знакомиться: "Нам теперь вместе работать, товарищи. Не будем терять время".
Задача первая: подкормить и эвакуировать детей. Приказ всем волисполкомам: подготовить списки детей. На станциях подготовить кухни и столовые. Ася Калинана уже поехала по области. Одна с извозчиком. Ася проверяет списки и работу столовых. У Аси мандат от ЦК Партии. Пользуясь данной ей властью, в одном из сел требует ареста и расстрела кулаков, проникших в заведование столовыми и ворующих приварок.За Асей по железнодорожным веткам следует поезд с теплыми одеялами и валенками для детей. Сверив и уточнив списки, Ася телеграфирует поезду и на станциях организуются склады одежды для эвакуации детей. Охрана - лично под ответственность начальников уездных отделений милиции. За пропажу вещей они отвечают по законам военного времени со всеми вытекающими.
На этом же поезде едут привезенные Асей начальницы московских женотделов. Их задача организовывать при эвакопунктах "братания" с чувашскими женщинами и вести разъяснительную работу.
В начале декабря 1921 года первая партия детей была готова к эвакуации в московские детдома. На станции Ибресь их подкормили, подлечили и одели - малышня теперь гарантированно перенесет переезд. Ждут поезда. А мороз 30 градусов. Приезжает маневровый паровоз, цепляет поезд, тянет его в Канаш и на полпути ломается.
Ася шлет тревожные телеграммы в Шихраны. Поезд не приходил!
Александров мобилизует милиционеров и местных жителей на поиски поезда. Его находят в 15 верстах от Шихран. Топливо, рассчитанное на недолгий переезд, кончилось и вагоны обледеневают. Комсомольцы, сопровождающие поезд, заворачивают детей в одеяла, но долго не протянут.
Исправных , свободных паровозов нет. Александров запрашивает Казань и Зеленый Дол - нет.
На станцию Шихраны прибывает пассажирский поезд. Выход один - отцеплять маневровый паровоз и направлять на разбитую ветку за поездом. А это самоуправство, за это статья. А еще можно этот паровоз угробить. Это совсем туши свет.
Александров идет в местный отдел ЧК, предъявляет свой мандат и уведомляет руководство о своих намерениях. Местные чекисты обещают сообщить в Москву обо всех обстоятельствах и позаботиться о пассажирах.
Пассажиров выгружают на станцию, где добрые чекисты и милиционеры поят их чаем, а поезд летит в ночь за детьми. Все прошло благополучно, никто не погиб. Детей принимают на станции, многие пассажиры дарят им подарки.
Два дня Александров ждал выволочки, но пришла телеграмма от Дзержинского, что в Москве отнеслись к истории с пониманием.

Примерно в это же время произошел и анекдот с МФТЮ http://d-clarence.livejournal.com/33336.html

С декабря же в Чувашию пошли полноценные эшелоны от Москвы, МФТЮ и АРА. Александров организует охрану и сопровождение эшелонов, очистку путей от снега.
Склады начинают забиваться грузами. И вот тут Александров столкнулся с бедой всех голодающих губерний - правильным распределением. Столкнулся, и первый в стране выявил суть проблемы и нашел пути решения. Далее все полпреды учились на опыте Чувашии.
Поблема: продовольствие прибывает, склады заполняются, а люди за грузами по ордерам не являются. Почему? Сейчас бы Москва запросила чиновников областного центра. А товарищ Александров поехал по всем уездным складам изучать документацию. Вместе с чувашскими помощниками перелопатил пуду документов: списки распределения грузов, корешки ордеров, списки сельсоветов, ведомственные списки.. Изучил и схватился за голову! Для подтверждения своей мысли поехал в одну из деревень. У местного уполномоченного пачка ордеров, по которым продовольствие не получено. Ордера на 10-12 фунтов муки и продтоваров и с разных баз! Одна база в Чебоксарах (40 км), другая в Вурнарах (60 км), третья в Урмарах (40 км). Как посылать целую подводу за такими мелкими грузами? Вот и копят ордера и просят проезжих захватить по пути.Александров объездил еще десяток деревень и везде это издевательство. Все стало ясно.

Чтобы ясно стало всем, Александров вооружился чертежными принадлежностями, разноцветными карандашами и засел за составление наглядных графиков и диаграмм.
В общем виде проблема выглядела так.
Прибывает, например, поезд с тремя видами продуктов в адрес Облпомгола. Облпомгол выделяет эти продукты всем ведомствам, согласно спискам - Отделу наробразования, соцобеспечения, Облздраву и т.д. Каждый отдел механически выделяет продукты разным категориям нуждающихся. Например, Облздрав выделяет полученные продукты по списку беременных женщин, для детей до 3-х лет, для туберкулезников, для лежачих больных и т.п. Затем областные отделы и подотделы полученные грузы делили между своими уездными отделами. Без учета географического положения отделов по отношению к базе выдачи продуктов. Уездные отделы делили полученный фонд по деревням и выписывали ордера. В результате получалось измельчение количества продуктов в каждом ордере и выписка одних и тех же продуктов с разных баз на разные числа. Для примера волокиты и безобразия, Александров сохранил и всем показывал ордер, полученный семьей в Канаше на выдачу 2 фунтов овсянки в Мариинском Посаде (100 км) , прошедший 19 инстанций (деревня, волость, уезд, область, помгол, ведомства, отделы, подотделы).

Всю эту картину Александров изобразил на схеме-графике, расчертив ведомства, отделы, организации и т.д. Отедльно составил схему получения продуктов одной деревней за месяц с разных баз.
Закончил за полночь. Хотел лечь спать, но услышал как привезли немного оклемавшегося Смирнова, который ездил проверять столовые АРА. Смирнов отчаянно кашляет, пьет чай и спрашивает как дела. Ну, Александров и показал графики. Стакан полетел в стену. Смирнов хватает телефон и требует Чебоксары. Требует председателя Испокома Коричева. Коричева нет. Его зама Сухарева тоже. Где они?! Едут на поезде в Москву. Какой Поезд? Номер?
Смирнов вызывает Цивильск. Цивильск сообщает, что поезд проследовал на Шихраны.
Смирнов звонит и будит начальника милиции. Приказывает направить конных милиционеров на станцию, чтобы те срочно доставили Сухарева и Коричева в штаб.Через полчаса оба в штабе, бледные, натянуто улыбаются.
Смирнов угощает их чаем и разворачивает графики. Чай не пьется. Руководители области, надо отдать им должное, поняли все с лету. Поездка в Москву отменена. Объявляется чрезвычайный съезд партактива Обкома РКП(б). На завтра!
Зал полон, на сцену выходит Александров, разворачивает схемы и начинает их объяснять. На первом ряду сидит Ася Калинина. Она бледнеет, вскакивает и со слезами кричит: "Товарищи! Что же это?!". Один из местных чиновников пытается разъяснить, что с точки зрения документооборота и делопроизводства все правильно. Как итог - Ася таскает его по полу за галстук по всему залу и в истерике орет ему в лицо о пролетарской сознательности и солидарности. И о том, что таких гадов как он, революция давила и давить будет.
Сцена впечатлила всех. Впечатлила и бесконечно мотивировала. А что тогда надо делать? Ответа на вопрос сразу не нашли и чрезвычайным решением Обкома приказали товарищу Александрову "перестроить всю работу по снабжению голодающих". В подчинение передаются все местные органы милиции, ВЧК и военкомат.

Смирнова эта история доконала, он окончательно слег и его эвакуировали в Москву. Ася поехала сопровождать очередной эшелон с детьми. Алксандров остался один.
Он не растерялся.
В тот же день он вызвал в Чебоксары всех уездных и волостных председателей Помгола, деревенских активистов и начальников складов. Заседали два дня. Спали в зале. Выработали следующий механизм.
1. Все права на распределение грузов по выделенным на уезды квотам передаются в исключительное ведомство уездных помголов.
2. Создается Бюро Чувашоблпомголода при станции Шихраны во главе с местным товарищем Герасимовым для приема грузов от ЦК Помгола и распределения грузов по станционным складам.
3. В основу работы складов положен принцип обслуживания прилегающих к нему волостей так, чтобы деревням не нужно было получать продукты из других баз.
4. Деревни получают продукты не "в фунтах по контингентам", а сразу в расчете на месяц.
5. В каждый склад завозится необходимый ассортимент продуктов. За ассортиментом следат начальники складов.
Как итог: деревни стали получать продукты без задержки, передовой опыт изучает остальные области.

Богатые большие подводы - приманка для бандитов. В Цивильском уезде начинают пошаливать. Звонок военному комиссару И.Е. Ефимову. Ефимов - кадровый военный. Он спокойно приглашает Александрова для составления плана. Как итог: местный военкомат мобилизует запасников, те усиливают милицию, организовывается прочесывание районов нападения на грузы. Результат красочно представлен в книжке "Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ", том II, донесения за декабрь-январь по Чувобласти.

К лету 1922 года в Чувашии работает более 1500 столовых для детей. Взрослые получают пайки за участие в общественных работах. Используя резервы продуктов, тов. Александров ремонтирует Урмарскую мебельную фабрику, Чебоксарскую типографию, строит в Чебоксарах несколько двухэтажных жилых домов для семей рабочих, налаживает производство шпал.

В августе 1922 года была созвана Самарская всероссийская конференция районов, пострадавших от неурожая (в самарской "Коммуне" регулярные отчеты конференции). В Чувашию прислали приглашение без подробностей. Подумали, что это очередной обмен опытом. Поехали на пароходе втроем: Александров, начальник облземотдела чуваш Ятманов и агроном из Чебоксар. В Казани загрузилась огромная делегация Татреспублики, которая тащила с собой аж пять профессоров и кучу экспертов. Оказалось, что на конференции будут утверждать бюджет на ликвидацию последствий голода в районах. Нужно представить и защитить смету. МАМАААА, ПРОЛЕТАЕЕЕЕЕМ!!

В Самаре Александров бежит на телеграф и запрашивает Облисполком что делать?! Там не занют, все в панике. Присылать нарочного - время уйдет. Блин!
Александров запрашивает все цифры и данные какие есть. И требует прислать денег. Сколько? Да как можно больше. В Чебоксарах посовещались и специальной телеграммой уполномочили Александрова представлять и утверждать сметы на развитие народного хозяйства.
А смету еще составить надо! А конференция уже идет! И скоро очередь Чувашии!
и тут Александрова осеняет. Он идет на биржу труда и просит бухгалтеров и сметчиков.
А во время голода они-то нафиг никому не нужны! Сидят давно без корки хлеба! К Александрову ломанулись лучшие сметчики и бухгалтера крупнейших самарских купеческих контор, воротилы черной бухгалтерии волжских хлебных олигархов и профессиональные аудиторы. В четыре дня цифры были изучены, профессионально составлены и расчерчены схемы, диаграммы, графики, обоснованы до копейки суммы, представлены механизмы учета и контроля. Более того, был сверстан предполагаемый бюджет Чувашии на два года вперед

От чувашских смет конференция так обалдела, что утвердила их все без изменения! Всем поставили в пример.
На заключительном заседании конференции произошел прекрасный анекдот, рассказывает сам Александров:





Вернувшись в Чувашию, Александров организовал ремент всех уездных больниц и воглавил комиссию по подговке к участию Чувашии во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1923 года.А еще строит Чувашскую потребкооперацию. После фурора Чувашского отдела на выставке, товарища Александрова заберут на работу во Внешторг.


Жаль фотография только 50-х годов...

Источники:
И.Е. Петров. Чувашия в первые годы диктатуры пролетариата. Чебоксары, 1968.
Отчет экономического совещания Чувобласти за 1921-1922гг. Чебоксары, 1922.
В.Н. Александров. В борьбе с последствиями неурожая 1921 года в Чувашии. Чебоксары, 1960.
А.Д. Калинина. Десять лет работы по борьбе с детской беспризорностью. М., 1928.
Коммуна, июль-август 1922.
Гугл.

ВЧК-ГПУ, Дзержинский, люди дела, Чувашия, помощь, голод

Previous post Next post
Up