Истинно-культурная работа.

Jul 23, 2015 19:57

Газета «Коммуна» 4.02.1922. Через месяц после прибытия шведской делегации выходит статья Антонова-Овсеенко (читай "губернатора") с таким красноречивым названием:
"Истинно-культурная работа
(о деятельности Шведского Красного Креста на фронте голода)"
Не могу не привести ее целиком - наглядно показано что шведы уже успели сделать и что планируют. К слову, такой чести - собственноручной статьи руководителя губернии - ни одна иностранная организация больше не удостоилась.
"Передо мной копия доклада, посланного Верховным Комиссаром экспедиции Шведского Красного Креста профессору Фритьофу Нансену.
Этот доклад следует отметить особенным общественным вниманием: работа, проделанная шведской экспедицией в нашей губернии в чрезвычайно короткий срок, уже значительна; эта работа, сверх того, по способам своего проведения особенно вдумчива и тактична (а ему было с чем сравнивать - d_clarence).

Шведская экспедиция прибыла в Самару 6-го декабря п.г. Одновременно с ней прибыли 43 вагона провизии и различных материалов. Прибыли эти вагоны без всяких пропаж, в полной сохранности. Сейчас-же по прибытии миссиия вошла в непосредственные сношения с губернской властью, и с первых-же слов с руководителем миссии - гр. Экстранд, установилось полное понимание и полная согласованность в работе. Это обстоятельство отмечается и гр. Экстранд в его докладе.
Уже на следующий день по своем прибытии экспедиция приступила к ознакомлению с районом, в котором ей предстояло развертывать ее работу.
Этот район недавно еще богатых сел - Воскресенская, Каменный Брод и т.д., в 16-40 верстах от Самары по тракту на Пугачев - застала она в отчаянном положении. Из 23.686 душ его населения лишь 4,6 % оказались способными держаться собственными средствами. За год число лошадей уменьшилось с 7872 до 1775, мелкий скот почти вовсе уничтожен.
Шведская экспедиция через несколько дней уже вела работу полным ходом. К середине января она выдавала ежедневно горячую пищу и хлеб 18800 чел., выдавала эту пищу на дом из общественных кухонь, устроенных в селениях - Воскресенском, Каменном Броде, Вязовом Гае, Колывани, Дергачи, Преображенке, Русских и в Мордовских Липягах. В 12 других селениях района, отведенного шведской экспедиции, кухни не установлены, ибо селения эти слишком малы. Население этих пунктов получает провизию раз в неделю и приготовляет пищу у себя на дому. Хлеб выпекается из булочных, налаженных в селениях - Воскресенке, Каменный Брод и Вязовом Гае.
Для лучшего управления район разбит на 3 уч. Во главе каждого поставлен делегат шведского Красного Креста и двое крестьян, выделенных самим населением. Крестьянские делегаты сами приискивают необходимых служащих, помещения и т.д. Они-же ответственны за сохранность грузов в пути и в сельских складах.
Для детей-сирот шведская экспедиция начала устраивать убежища, где детей кормят, одевают и, по возможности, обучают.
Но и этим она не ограничивает свои задачи. Выяснив, что нужда в фураже для скота жестоко поражает крестьянское хозяйство, грозя полной его гибелью шведская делегация озаботилась доставкой этого фуража. И уже первый маршрут этого фуража вышел из Швеции (и будет тормознут в Риге латвийскими властями на две недели - d_clarence).
Вместе с тем, шведская делегация старается развернуть и медицинскую помощь населению. А в виду предстоящей посевной кампании, она хлопочет перед своим правительством о доставке необходимых семян и некоторых машин (4 трактора - d_clarence).
Во всей постановке этой работы чувствуется здоровый, деловой, а не обычно поверхностный подход к делу. Шведская делегация со своею помощью не разбрасывается, она ее сосредоточила в определенном районе, но этот район она стремится обслужить полностью, преодолеть голод до конца и довести население сохранившим полную работоспособность до нового урожая. Даже более того - стремится самый посев обеспечить и избавить от повторения беды. В своей работе шведская делегация исходит из стремления опирать свою помощь на самостоятельность крестьянства и на содействие Советской власти, и, по возможности, устранять в самой помощи ее разлагающий филантропический дух - крестьянство побуждается к тому, чтобы оказываемую ему подмогу возмещать тем или иным трудом общественного значения (сами шведы считали, что крестьянам будет стыдно (sic!) принимать даром паки, что они будут считать их за милостыню. Поэтому предлагали всем взрослым, приписанным к столовым, заниматься чем-нибудь общественно-полезным. Например убирать, чистить озеленять, чинить изгороди, делать корпии и т.п. В результате то же Воскресенское, все проверяющие стали называть "раем" - d_clarence).
Таковой выглядит работа шведской делегации, согласно ее доклада. Таковой она по свидетельству наших товарищей и на деле.
Можно только приветствовать столь подлинно-культурный и гуманный подход к великой беде, поразившей наше крестьянство, и пожелать, чтобы эта работа развивалась и крепла, найдя себе дополнительные средства в отзывчивости шведского народа.
Антонов-Овсеенко.»
И, собственно, сама вырезка из газеты, которая так грела душу Экстранда )


антонов-овсеенко, шведы, помощь, голод

Previous post Next post
Up