Осенью 1920 года в Турции было три проблемы: гражданская война, Антанта и греки. Страна расколота, султан все еще истерит в Константинополе, Антанта прибирает к рукам военное имущество.
В порту Трапезунда стоит канонерская лодка "Айдин Рейс", довольно новая, 1912 года постройки:
Вооружение: 2 x 1 - 100/45 M1897, 2 x 1 - 47/50 M1902. Канонерка участвовала в нескольких турецких операциях в Мраморном море во время ПМВ и сделала много обидного для Антанты. Экипаж лодку любит, а Союзников нет.
12 сентября к Трапезунду подошел французский контрминоносец "Бар де Люк" и передал категорический приказ султана: немедленно отправиться в Константинополь и сдать корабль Союзникам. Экипаж рассказал французам, где он этого султана видел. Французы пригрозили силой. Тогда вмешался Трапезундский губернатор. Он сообщил французам, что подчиняется новому правительству Кемаля и имеет приказ взорвать "Айдин Рейс" при попытке его силового захвата Союзниками. "Бар де Люк" сообщение принял и ушел в Константинополь за дальнейшими указаниями. Кемалю полетела телеграмма. Отдавать корабль жалко, взрывать тоже. Кемаль решил подарить его Советской республике, о чем турки и сообщили в РВС Кавказского фронта. "Айдин Рейсу" был отдан приказ 14 сентября прорвать блокаду и прибыть в Новороссийск.
Получить приказ - это одно, а исполнить - другое.
14 сентября турки обнаружили на горизонте сразу несколько дымов блокадных судов Антанты. Часть команды отказалась выходить в море. Тогда старший офицер Ахмет Мидат проявил инициативу. Он устроил на палубе собрание, на котором объявил, что будет верен правительству Кемаля. Кто с ним - тот остается на корабле и идет на прорыв, кто нет - вот шлюпки и валите с корабля. К Мидату присоединились три офицера, комендант Янсон и 14 матросов. Остальные свалили. Теперь нужно было как-то пополнить экипаж добровольцами, но где их взять Мидат не знал.
В это же время, замначальника Особой группы Региступра при РВС Кавфронта Владимир Воля, находившийся в Трапезунде в служебной командировке, получил приказ от РВС осмотреть подаренное судно и доложить. Он явился на "Айдин Рейс" и узнал о нехватке матросов. В его распоряжении была команда в 30 советских моряков, из которых 8 вызвались добровольцами. Сам Воля также заявил Мидату, что будет лично сопровождать корабль в Новороссийск и выполнять необходимую работу на борту.
В ночь с 14 на 15 сентября разразилась буря. В девять часов вечера решили воспользоваться моментом и пойти на прорыв. К утру 15-го числа благополучно прошли первую линию блокады.
На следующий день, 16-го числа, в 14 часов с мостика была замечена двухмачтовая моторная шхуна под греческим флагом. "Айдин Рейс" гордо поднял турецкий флаг и вымпелы и пошел на перехват. Настигнутая шхуна называлась "Генеенс Теотокис" и шла из Батума в Керчь с военным грузом для для Добровольческой армии. Капитана посадили в трюм, а шхуне приказали следовать за собой.
В ночь с 16 на 17 сентября заметили на горизонте огни военного корабля. Погасили все свои огни. Неизвестный корабль сделал несколько зигзагов и проплыл далеко за кормой, не заметив канонерку и шхуну.
Вечером 17-го прибыли в Новороссийск. 18 сентября "Айдин Рейс" и призовое судно были торжественно переданы советским властям в лице члена РВС Кавказского фронта Аркадия Розенгольца.
"28 сентября 1920 г.
Постановление.
От имени Рабоче-Крестьянского Правительства Российской Социалистической Федеративной Советской Республики командир турецкой канонерской лодки "Айдин Рейс" тов. Ахмет Мидат, добровольно взявший на себя командование этим судном, посланным Революционным Турецким Правительством в подарок РСФСР, благополучно проведший "Айдин Рейс" к Новороссийскому порту через линию строгой блокады Анатолийского побережья и захвативший в пути и приведший к советскому берегу неприятельскую шхуну с грузом, по постановлению Революционного Военного Совета Кавказского фронта за проявленное им геройство награждается орденом Красного Знамени.
г. Новороссийск, 28 сентября 1920 г.
От имени Рабоче-Крестьянского Правительства, Член РВС Кавказского фронта
А.Розенгольц".
Золотыми часами наградили офицеров: Сулеймана, Руфата, Зюхту и Янсона.
Серебряными часами наградили всех матросов: Рамазана, Муртазу, Атталу, Мустафу-1, Мустафу-2, Джафера, Мурата, Сулеймана-1, Сулеймана-2, Изета, Шакира, Измаила-1, Измаила-2, Мемета, Симонова, Сыча, Ткаченко, Барышкина, Тихонова, Зарудного, Барабаша.
Владимира Волю позднее также наградили орденом Красного Знамени.
Канонерскую лодку "Айдин Рейс" мы переименовали в "Луч Востока" и гордо назвали "крейсером".
Крейсер "Луч Востока" полгода успешно воевал против Врангеля и 21 марта 1921 года был с благодарностью возвращен турецкому консулу в Туапсе в подарок флоту молодой Турецкой Республики.
"Исторический архив", 1962, №2, сс. 232-235. Текст постановления цитируется по ЦГАСА, ф. 109, оп. 1, д. 31, л. 126. Также дают ссылки на листы того же дела 121, 124, 125.