У тех, настоящих, коммунистов первой волны, чувство самосохранения отсутствовало начисто. Многим может и не хватало мозгов, но храбрости им было не занимать.
Когда Англия вступила в Первую мировую войну, молодым английским коммунистам пришла в голову мысль выступить перед лондонскими и манчестерскими казармами с разоблачением империалистической войны, призывом к братанию с рабочими и отказу от военной службы. Разработали план, надергали цитат из Маркса и расклеили афишы с извещением о грядущих митингах. Единой датой проведения всех митингов назначили первое воскресение после дня объявления войны.
Что в стране патриотический угар - знали, что бухие добровольцы-вольнопёры "порвут любого" за короля и Британию - знали, что полиция не защитит - знали. И все равно собрались идти.
Но митинги не случились.
Нет, не испугались. Нет, не полиция разогнала. Нет, не контрпропаганда.
Просто их мамы в день митинга попрятали всю их одежду.
Гарри Поллит. Годы политического ученичества. М., 1960, глава 5.
Сам Поллит, кстати, все равно пошел, надев какие-то лохмотья. Толпа добровольцев посадила его в цирковую повозку, прокатила по площади, вытащила и принялась пинать ногами. Спасла молодого коммуниста некая суфражистка, проложившая себе дорогу острым зонтиком.