Кинодокументы событий в Петрограде и Москве 25-27 октября 1917 года.

Apr 15, 2017 13:17

Как известно, мифы растут как грибы тогда, когда "обывателю" лень искать информацию о том или ином событии или явлении. Появляются интерпретаторы разных мастей, заливающие с той или иной степенью убедительности уши окружающим своим видением.
Чтобы не допустить подобного безобразия, Петроградский ВРК, за несколько дней до прямого восстания, озаботился тщательной документацией событий путем привлечения новейшей техники - киноаппаратуры. Была сформирована особая мангруппа профессиональных операторов. Группу возглавил Григорий Болтянский, впоследствии видный деятель нашего кино, преподаватель ВГИКа. Аппаратуру получили через кинооператора П.К. Новицкого прямо из Скобелевского просветительского комитета. Специальные мандаты на съемку от ВРК получили:
- в Петрограде: кинооператоры И.С. Кобозев, Ян Скарбек-Мальчевский, М.Е. Кольцов, Е.М. Модзалевский (этот последний в 1918 году сбежит в родную Польшу и утащит с собой часть отснятого материала, в советское время искали по всем польским архивам - не нашли).
- в Москве: Н. Топорков, И.Д. Доред.
Руководитель мангруппы Болтянский мотался между двумя городами и тоже проводил киносъемку. Так, он заснял выдвижение одной из колонн из Смольного 25 октября, а вечером, перед самым штурмом, умчался в Москву. В Москве заснял баррикады, выдвижение артиллерии и вечером 26-го умчался обратно в Петроград.
Монтировать тогда не особо умели, с камерой бегать было трудно, ночью снимать было невозможно. Поэтому группу разбили на несколько ячеек, которые выдвигались на определенные пункты и проводили киносъемку. Первую разведывательную киносъемку провел утром 24-го и утром 25-го сам П.К. Новицкий - совершенно в открытую снимал Зимний дворец и баррикады юнкеров. Пленку от 24 октября даже удалось просмотреть на следующее утро в Смольном.
Утром 25-го всех петроградский операторов расставили по местам. Они снимали сбор колонн и их выдвижение. Тогда же выдали мандат еще одному оператору - С. Себелю. С ним решили рискнуть - заснять сам штурм. То, что он будет проходить ночью, все знали. Задача Себеля была установить за второй цепью киноаппарат в определенной точке и ждать, когда прожекторы, в том числе с Авроры, осветят Зимний. Удалось ему это сделать или нет - мнения разошлись сразу. Болтянский, в своих воспоминаниях, говорит, что ту пленку впоследствии не использовали - запороли. Однако, известный наш документалист Дзига Ветров и исследователь В.С. Листов предполагали, что какую-то часть, хоть и в ужасном качестве, заснять все же удалось - в 1922 и 1924 году проводились "документальные инсценировки" штурма на основе "плохой кинопленки". Из этих "инсценировок" родился самый знаменитый эйзенштейновский киноштурм 1927 года. Там почти все есть плод воображения режиссера и оператора, но направление главной атаки - из материалов 1922-24 гг.
В Петрограде снимали до утра 27-го октября, после чего всех операторов перебросили в Москву, где Съемки проходили до начала ноября. Тогда же засели и за монтаж первой кинохроники. Справились в рекордные, для того времени, сроки - уже в конце декабря 1917 года в кинотеатры поступил хроникальный фильм "Октябрьский переворот. Вторая революция" (обратите внимание на название - официальная номенклатура еще не утвердилась). В фильме было три серии и 52 эпизода. Болтянсктй говорит, что в фильме 400 метров пленки отображали петроградские события, московские - 60. Чуть позднее смонтировали отдельный фильм про Москву в 100 метров. Названия эпизодов: "Последние Московские события, Победа большевиков и Красной гвардии. Краткий обзор. Следы боев." К февралю закончили фильм "К московским событиям. Дни скорби и траура", где было уже 433,2 метра пленки, в основном о похоронах героев революции в Москве (этот последний сохранился целиком).
В марте 1918 года фильм "Октябрьский переворот. Вторая революция" уже включал в себя 500 метров пленки. А дальше пошла чехарда. Материала было намного больше, но, во-первых, разгорелась гражданская войны и все ухали на фронты, а во-вторых все пленки перевезли в Москву и свалили на складе на Сухаревской площади. В 1922-м спохватились и направили комиссию от РКИ. Комиссия обнаружила, что пленки хранятся в картонных коробках и некоторые даже тронуты грибком. Количество коробок оценили на глаз - в 600-800 штук. Какой-то смертник доложил Ильичу - 3,14зды получили все. Все материалы были поручены специальной коллегии Центрархива РСФСР. Началась кропотливая работа по упорядочению записей, их спасению и инвентаризации. Самый кошмар оказался в том, что записки и ярлыки с информацией о содержании пленок не были наклеены на коробки и перепутались. Дергали выживших участников и коллегиально пытались атрибутировать. Еще одной проблемой стал розыск кинодокументов уехавших в другие ведомства, а также сбор уцелевших копий первых двух фильмов. Работа заняла долгие годы.
К юбилею 1957 года в ЦГАКФД СССР собрали 1468,6 метров кинопленки, отснятой той самой мангруппой. "Живыми" были только 1180,1 метров кинопленки, несколько эпизодов оставались неатрибутированным. Вот эти 1180,1 метров, попробовали показать в киножурнале. Оказалось, что с пленкой работать почти невозможно. Более менее сохранились только негативы-оригиналы. Пленку пытались спасти и как-то "законсервировать". В 1987 году, к последним юбилейным торжествам, исследователь В.М. Магидов обнаружил, что уцелело и возможно к показу только 37,9 % всего материала, 556 метров пленки. Все остальное либо погибло безвозвратно, либо законсервировано.
Как там обстоят дела в наши дни - мне неведомо. Но реальные кинодокументы все же существуют на самом деле. А законсервированные, возможно, подлежат восстановлению современной техникой. Вот только было бы кому это надо.
Под катом фотографии кинокадров сделанные в 1950-е перед консервацией и источники. Фотографии кинокадров похорон жертв революции не выкладываю - есть в сети.

Утро 26-го октября 1917 года, после штурма. Юнкера в толпе перед Зимнем дворцом.


Красногвардейцы и революционные солдаты перед выступлением из Смольного, вторая половина дня 25-го октября.


Революционные матросы получают горячую пищу на сборном пункте 25-го октября.


Караул у Смольного утром 26-го октября


Бронетрамвай в Москве


Революционные солдаты 1-й запасной артбригады у здания Московского Совета конце октября 1917 года


Источники:
Болтянский Г.М. Кинематограф в октябрьские дни.//Кинонеделя, 1924, №40-41.
Он же. Политические события на экране.//Советское кино, 1927, №№4-5,7.
Плешаков С.Т. Центральный государственный архив кинофотодокументов. Из истории кино. Вып. 1, М.,1958.
Листов В.С. История смотрит в объектив. М., 1972.
Он же. Ленин и кинематограф. М., 1986.
В.М. Магидов. Кинофотодокументы Государственного архивного фонда СССР периода Великой Октябрьской Социалистической Революции./История СССР, 1987, №5.

кинохроника, гражданская война

Previous post Next post
Up