Иностранные коммуны. Чехословаки.

Jan 08, 2017 23:47

Завожу еще одну рубрику о таком специфическом виде помощи во время Голода 1921-23 годов как коммуны иммигрантов. Они бывали двух типов: сельскохозяйственные и промышленные.
Вкратце о том, что они из себя представляли.
Советское правительство неоднократно, через Коминтерн и Межрабпом, выпускало воззвания к иностранным рабочим с просьбой оказать помощь в восстановлении разрушенного хозяйства. Помощь поступала в виде денежных пожертвований, посылок оборудования, машин, техники и специальной литературы. Во время нашего Голода, благодаря агитфильмам, фотографиям, газетным публикациям и лекциям, весь мир увидел настоящую степень царившей разрухи. И случилось то, что в нашем современном мире вряд ли можно представить - иностранные инженеры, рабочие, фермеры, ремесленники буквально завалили Советское правительство заявлениями с просьбой разрешить принять участие в деле восстановления нашей экономики и выдать советский паспорт. Пока ситуация была критической, заявления не принимались. К лету 1922 года положения наше начало выправляться и Ленин дал разрешение Постоянной комиссии Совета труда и обороны (СТО) по иммиграции на прием заявлений на "трудовую иммиграцию". Вместе с тем, через Межрабпом, Ленин честно предупредил потенциальных иммигрантов, что "мы не гарантируем продовольствия, одежды и жилищ лучше остальных и рядовых рабочих России".
Несмотря на это, с октября 1922 года по июль 1925-го, в Комиссию поступило 411.523 заявлений о трудовой иммиграции (бывш. ЦГАОР ф.5674, оп.7,д.290,л.129). Пролетарская солидарность совсем не пустым звуком тогда была, да.
Ввиду такого наплыва желающих, СТО принял решение разделить потоки иммигрантов на промышленный и сельскохозяйственный. Предпочтение оказывалось сельскохозяйственной иммиграции из-за отсталости собственного сельского хозяйства. Разрешение на въезд могли получить либо очень крутые спецы, либо объединения профессионалов с достаточным капиталом, чтоб не просить Советское правительство о какой-либо помощи - денег лишних нету от слова совсем, Голод скушал последние запасы. Так появились коммуны.
Наибольшее число коммун у нас создали американцы, чехословаки, немцы, швейцарцы и датчане. И не бывшие русские эмигранты, а самые настоящие. Сегодня речь о чехословаках.
Иммиграционные правила регулярно публиковались в газете Rudé právo. Там же подавались объявления о создании групп иммигрантов и списки востребованных в РСФСР-СССР профессий.
Чехословацкое правительство, единственное из остальных европейских правительств, не только не препятствовало иммиграции в "Совдепию", но и способствовало ей, совершенно трезво рассудив, что таким образом оно одновременно снижает высокий уровень безработицы в стране и избавляется от "коммуняк". Профит же! Все трудовые иммигранты из Чехословакии получали льготную скидку в 50% на проезд до советской границы (В.А. Шишкин. Пролетарская солидарность рабочего класса Чехословакии с трудящимися Советского Союза.- Новая и новейшая история, #5, 1961), если руководители групп были коммунистами и прочими левыми.
Первыми, в октябре 1922 года, к нам приехали 212 чехословацких горных рабочих.

Их направили в Харьковь (Харковский "Пролетарий" от 22.10.1922). Больше никакой информации о первой группе, к сожалению, найти не удалось. Криворукое гугление дает ссылку на книжку K. Varlez. Kontinentalní vystěhovatelská statistika v Československu. Praha, 1925.
Следующими, в 1923 году, к нам прибыли 56 квалифицированных рабочих из Праги. Они организовали кооператив "Прагмашина" под руководством комуниста Йозефа Блажея. Согласно договору со СТО, "Прагмашина" поехала в Тбилиси, где основала и, в октябре месяце, запустила завод по выпуску и ремонту сельскохозяйственных машин (ЦГАОР 2077,оп.6,д.31, л.81)
В том же году подали заявки четыре крупных сельскохозяйственных объединения. По первым трем данные дает Шишкин.
Коммунисты Кладно, Лоуна и Чешского Брода собрали по подписке 400.000 крон (примерно 10.526 долларов) на создание коммуны для "помощи советскому сельскому хозяйству". Всего в будущую коммуну вступило 160 человек (64 женщины, 40 детей). Руководителями избрали товарищей Я.Камеша и И.Книгу. Коммуну назвали "Кладненская". Камеш и Книга сначала съездили в Москву в СТО, рассмотрели несколько предложений, вернулись домой, закупили 3 трактора, 2 автопогрузчика (марсоходы Оппортьюнити для тогдашней русской деревни), кузницы, сельхозорудия, кухни, столярно-сапожно-портняжные инструменты, ремонтные мастерские, 300 голов племенного скота и весной 1924 года, Кладненская коммуна, со всем добром, поехала в СССР.
Советское правительство предоставило ей в аренду на 12 лет 1.200 десятин в Армавирском округе Успенской волости. В 1925 году коммуна сняла свой первый урожай, побив все рекорды по волости.
Следующей к нам приехала коммуна "Словацкая", сами догадайтесь из какой части Чехословакии. В коммуну вошло 385 человек, главным избрали И.Прехтля. Действовали по "кладненскому" сценарию. Только масштабнее: притащили с собой кроме 2 тракторов еще и 2 грузовика, электростанцию и оборудование для строительства кирпичного завода. Поднимать их отправили совхоз "Соленые пруды" Усть-Медведицкого района Сталинградской области, каковой передали им в аренду с 1.025 десятинами земли. На место прибыли 29 сентября 1925 года. Встречало их все руководство района, прямо на платформе хором спев Интернационал.
27 августа 1925 года Советское правительство подписало крайне удачный договор с пражским кооперативом "Рефлектор". Кооператив на 75% состоял из чешских коммунистов. Всего в нем было 184 человека. Возглавляли его товарищи К.Кош и И.Штепан. Согласно договору, кооператив получал в аренду на 24 года 2012 га земли в Ершовской волости Новоузенского района Саратовской области, на которых обязывался создать "культурное показательное зерновое и животноводческое хозяйство" и "предоставить агропомощь окрестному населению в радиусе 10 верст от поселка кооператива".
Для выполнения обязательств кооператив закупил на 968.758 крон (25.494 доллара) 3 трактора, два грузовика, станцию техобслуживания сельхозмашин, электростанцию, механические мельницы, 10 электромоторов, сеялки, культиваторы и кожзавод.
Собранный кооперативом в 1926 году урожай тоже побил все местные рекорды. В годы ВОВ парни из поселка "Рефлектора" дрались в корпусе Людвига Свободы, а кто-то даже освобождал родной Оломоуц (тут Шишкин дает ссылку на чешский источник - скину кому надо).
Ну и напоследок о самой известной чехословацкой коммуне - "Интергельпо".
Основной источник: И.П. Мужиков, А.К. Каниметов, Р.П. Маречек. История чехословацкого кооператива "Интергельпо". Фрунзе, 1957. Книжка выпущена по случаю - в честь 30-летия выхода на пик производства кооператива, всех старожилов власти Киргизской ССР наградили памятными знаками и медалями. В авторском коллективе - жители коммуны. Акцентирую на этом внимание специально - Вика, на голубом глазу, без единой вменяемой ссылки, пишет, что злые жыдобольшевики репрессировали кооператив подчистую в 1943 году. Кого не репрессировали - выгнали на родину (каким образом в 1943-то?!). Объяснять с какого бодуна в их отравленные масонством головы пришел план мочить абсолютно лояльных чехов, авторы Вики полагают ниже своего достоинства.
Ну ладно с желчью, перехожу к делу.
"Интергельпо", в переводе с модного тогда эсперанто, означает "взаимопомощь". Кооператив основал Рудольф Маречек. Когда началась ПМВ, Маречек удрал от призыва из страны, каким-то чудом пересек границу с Россией и обосновался в Туркестане. Там он освоил альпинизм и зарабатывал на жизнь участвуя в различных экспедициях. Особенно он полюбил местную природу, культуру и население. А еще он был прирожденным агитатором. Интересная личность. О его жизни до 1921 года можно почитать здесь: http://m.24kg.org/ljudi_i_sudby/27716_pokoritel_vyisot_rudolf_marechek/. Это обработанные воспоминания его дочери. Правда старушка видимо уже в маразм впадала - мемуары на упоротое фантастическое бытие больше смахивают. Многие факты не подтверждаются или слишком противоречивы. И.И. Самуэль (Интергельпо - чехословацкий промысловый кооператив в Киргизии. М.-Л., 1935) вообще утверждает, что Маречек попал в Туркестан как австрийский военнопленный. Сам Маречек ничего о прошлом не говорит.
В 1921 году Маречек уже является секретарем Жилинского районного КПЧ города Праги и проводит агитацию за создание чехословацкой коммуны в Семиречье. 1 мая 1923 была наконец создана инициативная группа будущей коммуны, придуманы название и эмблема


В 1923-24 годах Маречек разъезжает по стране с лекциями о СОветском Туркестане и призывает народ вступать в коммуну. Его речи начинает печатать в своей газете "Правда Худобы" К.Готвальд.
К осени 1924 года к Маречеку уже присоединяется 380 человек. 1 октября Маречек заключает договор с Наркомземом Туркестана и "Интергельпо" получает два участка земли в Пишпекском уезде для промышленного и сельскохозяйственного использования.
Уже в 1925 году на участках заработали электростанции, лесопилки, кожзавод, ремонтные мастерские. Иммигранты прибывали пятью группами с 1925 по 1932 год. Всего прибыло 1317 человек


"Итергельпо" завез тракторы, строительное и сельскохозяйственное оборудование и даже станки. Тракторы в Киргизии увидели тогда впервые:


За пять лет, чехословаки построили кирпичный, черепичный, лесопильный и деревообрабатывающий заводы, а также слесарно-механическую и рогообделочную мастерские. Суконную и текстильную фабрики. 541 местных жителей были приняты в коммуну для обучения профессиям


В 1941 году, с началом войны, "Интергельпо" добровольно передал все заводы и фабрики государству. Впоследствии, на их базе, были созданы крупнейшие предприятия Киргизии, например завод имени Фрунзе. А чехословаки продолжали на них трудиться.
Большинство молодых парней ушло добровольцами на фронт.
Их потомки до сих пор проживают в Киргизии.

"Спасибо чехословацким иммигрантам за помощь в становлении экономики нашей Родины и братское плечо в тяжелые годы!" - пока свободная цитата, ни от кого еще не слышал.

коммуны, чехословаки, помощь, голод

Previous post Next post
Up