Агония. Ноябрь 1916 - февраль 1917.

Sep 22, 2016 10:09

Трагикомедия о последних судорогах РИ. Авторство весьма авторитетное, не мое ) Карикатуры оригинальные, из газет и журналов тех лет. Опять же циферки.
Настоятельно рекомендуется всем, кто интересуется продовольственным вопросом, как одного из главнейших факторов падения Империи, для оценки картины в общих чертах.

Человеки без карточек
Трагикомедия
Действующие лица
Полковник Романов 2й - Типа главный
Лелянов - Городской голова
Протопопов - Министр внутренних дел
Риттих - Министр земледелия, председатель Особого совещания по продовольствию
Оболенский - уже не градоначальник
Балк - Градоначальник
Хабалов - Генерал
Голицын - Председатель Совета Министров
Вейс - Уполномоченный Особого совещания по продовольствию
Народ, чиновники, журналисты и жители Петрограда и Писатель Пришвин

Действие первое.
1916 ноябрь-декабрь
Сцена первая (в кабинете градоначальника, ноябрь 1916)
Оболенский (напевает). «Корнет Оболенский налейте вина...» Ну, сделал все что мог.
Журналист (из окна)- ага, сгноил 600 тыс. пудов муки…
Оболенский - Ну ты свободная пресса - не 600, там 600 всего было, а сколько спрело вообще никто не знает. Ее даже есть можно, почти. И вообще вам капусту привезли, и рыбы.
Народ(под окнами) - Не та ли это капуста, что в Херсоне лопатами сгребали, поскольку она в руках растекалась… А рыбу мы есть не будем. Хотим мяса. (Хор) Мяса, Мяса.


Оболенский - Да пошли вы, с мясом своим. Замороженное хранить негде, а живое - кормить нечем.
(неожиданно входит Балк)
Балк - князь, ваша просьба услышана и вы можете идти.
Оболенский - Ты кто?
Балк - Я Варшавский оберполицмейстер, тьфу - Петроградский градоначальник
Оболенский - Ты же здесь ничего не знаешь? Градоначальник отвечает за снабжение города, ты хоть понимаешь как у нас все устроено. Вот смотри - есть я, есть городская дума со своим комитетом, есть биржи…
Балк (перебивая). - Разберемся. У меня связи… И вообще уполномоченный я. Особого совещания по продовольствию. Теперь вместо тебя. Эй те, кто про мясо - что такое хвост? Молодцы, быстро вспомнили. Теперь стоим и ждем. Чего ждем? Чего привезут, того и ждем. Нет, не только мяса. Сколько ждать? Сколько получится… Холодно? Врач есть? Священник? Отлично!



Сцена вторая (В министерстве земледелия. Риттих и чиновники сидят над бумагами)
Риттих - Ну чего насчитали то?
Чиновник - Архангельская губерния: пшеницы городского население потребляет…
Риттих (перебивая) давай уже итого. Только без овса и ячменя давай, его пока, слава богу не едим.
Чиновник - Итого в России европейской городское население съест 260 миллионов пудов, сельское - 1 212 миллионов и 306 на семена, а всего - 1 миллиард 778 миллионов пудов ржи и пшеницы. А валовый сбор у нас 1 миллиард 775 миллионов, да из них во владельческих хозяйствах 233 миллиона…
Риттих - А короче?
Чиновник - Короче - по текущему урожаю - 35 млн недостает. По расчетам.
Риттих - А с прошлого осталось?
Чиновник - Все говорят, что 500 миллионов, но никто их не видел. Вообще радуйтесь, что статистикам потребление посчитать не дали, они грозились города по 18 пудов в год посчитать.
Риттих - А Сибирь?
Чиновник - А Туркестан? И это мы еще армию не считали, а там под 500 вагонов муки в день надо.
Риттих (вставая) - то есть еще миллионов 200. Ладно, давай верстать. Главное заготовить, сколько сможем. Рождество встречу и поеду…читать лекции о пользе здорового питания и объяснять, как правильно считать.

Сцена третья (Городская дума. Лелянов, гласные в зале обсуждают положение)
Лелянов - я собрал Вас господа, чтобы сообщить новости… (голоса - хорошую!) Сезон подвоза по воде закончен, теперь только паровозами.
Гласные - а чего в этом хорошего?
Лелянов - а то что у нас в запасе более 1 млн пудов ржаной муки, и на вверенные нам учреждения, богоугодные заведения и кооперативы хватит при нормальном подвозе. И вторая новость хуже. Снабжение городов в разверстку не включено.
Гласные - А в октябре обещали - армия, оборонная промышленность и население.
Лелянов - Население решено вычеркнуть. Но нам разрешили закупать, после того как все все заготовят.
Гласные (перебивая друг друга) - Чего делать будем. - А что если по немецкому способу? - Да ну ваши карточки, я что Михель, получать половинку брюквы. - Вам еще в 1915 году говорили понадобится непосильная в наших условиях сложная и стройная организация закупающих, транспортирующих и распределяющих продукты общественных и правительственных органов. - А чего, в Риге ввели и нормально. - Да в Риге одни немцы. И вообще они 100 вагонов зерна где-то на железной дороге потеряли…


Лелянов - Кто знает, сколько в Питере рабочих?
Гласный - тысяч 300.
Лелянов - Так, в 1915 народу у нас было 2,3 млн. с пригородами, а сейчас? (молчание) Ладно, народ как-нибудь посчитаем. С сахаром же посчитали. Чего, уже посчитали? 500 тысяч семейств. Хлеба надо 1,2 миллиона пудов в месяц? Ну ясно что приблизительно, закупим. Как не закупим?
Риттих (откуда-то сверху, занудно) - закупки оно конечно да, но в соответствии с установленным порядком закупка осуществляется уполномоченным губернии потребляющей с разрешения уполномоченного губернии производящей, и только после того, как будет заготовлен хлеб для армии и оборонной промышленности...
Лелянов (перебивая) - Будут карточки. С Оболенским я договорился. Чего, уже не Оболенский?
Гласные - а давайте мы будем типа как уполномоченный особого совещания. А то хрен купишь. И все аккуратненько распределим, без градоначальства.
Балк (откуда-то сбоку)- Чего! Хрен вам, а не права уполномоченного. Какие карточки! У нас остаток на 1 декабря 3,5 млн. пудов.
Лелянов - А подвоз? Ты когда по железной дороге последний раз ездил?
Балк - В ноябре 2500 вагонов вам мало?
Гласные - еще декабрь, январь, февраль и март! Неплохо бы еще к карточкам районные комитеты - а то как распределять и контролировать.
Протопопов (откуда-то сбоку) - какие еще комитеты? Развелось революционеров. Вы бы, господа, занимались, благоустройством, цветочками, или построили бы метро… Народ у нас правильный и больше фунту покупать не будет, без всяких карточек. (в сторону) Пока недостаток продовольствия происходит из-за затруднений в железнодорожных перевозках, жители не вправе предъявлять органам правительственной власти требования о снабжении определенным количеством продуктов. А будут карточки - начнут предъявлять.
Риттих - Думать надо.
Гласные - Думайте быстрее -уже декабрь.
Риттих - Городское управление - это к МВД, я только за хлеб отвечаю. Пусть премьер с этим разбирается. Кстати, премьер сейчас кто? И праздники скоро, давайте в виду наступающих праздников распределение продуктов временно снова будет поручено градоначальнику, а после праздников снова все соберемся.
Народ (из-за окна) - Лелянов, поучись у кухарки еду доставать.
Лелянов - С рождеством, сволочи


Интермедия (У главного)
Романов 2й - Кто там? Это от Брусилова. Чего ему? Говорит есть нечего. Ну дайте ему хлеба.
Радостные интенданты - ну вообще есть нечего лошадям, но хлеб тоже хорошо. И не надо объяснять, чего мы от складов до фронта ничего дотащить не можем.
Риттих (читает) Дать Брусилову… хлеба. Б***, придется с Волги. Чего там по Питеру насчитали?

Интермедия (Станция Николаевской железной дороги)
Это - градоначальству, это - городскому продовольственному комитету, это - частникам… Главное не перепутать… Во, новый - уполномоченный министерства земледелия - этому отдельно.


Действие второе.
Февраль 1917
Сцена первая (градоначальство)
Балк - ничего не понимаю. У нас на 1 февраля - остаток 1,4 млн пудов хлебных продуктов. На 1 января было - 2,3 млн пудов. Привезли - 1702 вагона. Они чего правда больше фунта в день съедают? Откуда в Питере столько народу… А это чего за фигня (читает) Запасы муки в распоряжении уполномоченного - 236 тыс. пудов. А остальное чье? А это чего за список на 7875 вагонов? Так мясо, соль, ого - сено - почему эти 31 пункт вместе и все продовольствие?
Нахрена я прокурора в Оренбург отпустил? (берет газету, читает) С уходом Б.Л. Покровского продовольственные органы при петроградском уполномоченном почти совершенно остались без людей с большим опытом работы. И уполномоченный и помощник его являются совершенно новыми для Петрограда руководителями продовольственной организации.
Сволочи, мало им цензуры. Цены что-ли повысить. Или таксу какую…. (голос сверху) - ты того, аккуратнее, помнишь что с «таксой на мясо» было?
Балк - Ладно, масленицу отгуляем и займемся.
Сцена вторая (на улицах города,11 февраля)


Журналист - Мы ведем наш репортаж с улиц древнего града Петра. Как уже сообщали 7 февраля наши корреспонденты, обыватель с большим трудом достает белый хлеб, но теперь и с черным хлебом неважно. Последние дни продажа черного хлеба в одни руки ограничена в некоторых мелочных двумя фунтами.
Полицейские - Ваше Благородие - там… Че хлеб дают? Нет, морды бить начали. А хлеба как не было, так и нет.
Журналист - Как вы видите, если в центральных частях города хлебный кризис несколько ослабел и черный хлеб выдается всем желающим, хотя и при установлении нормы в 1-2 фунта на человека, то в заречных же частях города и в рабочих кварталах население с раннего утра было занято поисками хлеба, которого в большинстве случаев не оказалось. Причем белого хлеба в продаже совершенно не имелось, а черный хлеб находился в весьма ограниченном количестве и лишь в некоторых лавках. На этой почве в некоторых районах произошли резкие столкновения между покупателями, преимущественно женщинами, и продавцами.
Протопопов (выглядывая из-за угла). И откуда эта проклятая манера сушить сухари. Все было посчитано. Нет, стали брать впрок и сушить сухари… Ну не гады…
Сцена третья (в городской думе, 13 февраля)
Балк - Лелянов, чего за фигня. Ты чего мукой не делишься? Чего за «прекратить заимообразный отпуск запасов городской муки другим учреждениям»?
Лелянов - Я! (возмущенно). В меня 15 января муки больше миллиона пудов было, 1 февраля -уже 600 тысяч, а сейчас хорошо если 300. Мы о чем договаривались - я кормлю городские службы, госпиталя, ну кооперативы некоторые и все. Не устраивает - давайте я буду кормить всех, по карточкам и с правами уполномоченного. А то как дай - так Лелянов, как возьми так …
Балк - Ну не кипятись. Мне бы до 35 тыс. пудов муки в сутки, как уполномоченному по продовольствию Петрограда «заимообразно»… Своих осталось тысяч 200.
Лелянов (гласным) - Постановляем дать? Забирай, мы блин тоже здесь живем. Но Управе - немедленно ввести карточную систему на хлеб. И вообще давайте к хлебопекам и торговцам - чтобы все пекли и везде продавали. (обращаясь к внезапно появившемуся Риттиху) Блин ну мы все посчитали - по фунту на карточку, плюс работягам сверху. Нам - право закупок, как уполномоченным. Контроль за распределением. Проползем, а там и весна…
Риттих - ну уболтали
Лелянов - И еще моментик - нам бы сейчас…
Риттих - Ну ладно - отменяем все пассажирские перевозки - будет товарная неделя. Опс! Че, правда снегопад. Зимой? Заносы? На Николаевской…
Сцена четвертая (Государственная Дума, 14 февраля )
Депутаты - Риттих, реально, крутой доклад. Не слушай либералов, это они для електорату, они в реале еще жестче чем ты, все нормально, только один вопрос - города как кормить будем?
Риттих - да господа., я совершенно их в эту разверстку не включил.


Депутаты - И?
Риттих - главное все заготовить. И вообще результат был бы лучше, если бы не продолжающиеся в течение трех недель метели и заносы. Мне железнодорожники говорили, что нечто подобное было только в 1906. Но привезем, зуб даю. Питер свои 35 вагонов в день получит.
Депутаты - 35? (немая пауза)
Риттих - 35. Ржи. А пшеницы нет и не просите.
Депутаты от Петрограда - Да хрен с ней, пшеницей нам меньше 50 вагонов в день не хватит!
Риттих - Да ладно, я вам 35 с конца января отправляю. И (шепотом) 5 вагонов пшеничной в день. А когда снег кончится… (выходит в кулуары и совещается со своими) Слушай с Волги мы все в армию отправили? Может в Таврической. Ну точно, в плане - из Таврической - на мельницы пшеницы доставить ежемесячно 680 тыс. пудов… Мельниц не хватает? Ну пусть везут молоть в Екатеринославскую, а потом сюда. Не хватает - давай еще 340 из Самары…Рожь еще… Вобщем, все по станциям - как чего наберете - отправляйте!


Интермедия (Таврическое губернское земское собрание.)
Они чего там в Питере, охренели? Где мы им 90 млн. пудов найдем. И не говори, что половина ячмень. Губернатор гад, 1850 вагонов куда отправил? Не знаешь. И я не знаю. В общем пиши: «совещание губернской управы, и председатели уездных управ совершенно убеждены в невозможности получить на губернию означенное количество пудов и впредь слагают с себя всякую ответственность за могущие получиться результаты, в особенности в виду продолжающегося беспрепятственного вывоза из губернии зерна». Написал? Отправляй.

Сцена четвертая (22 февраля и далее, улицы Петрограда)
Протопопов (из-за угла) - Чего! Опять сухари!!!
Вейс - Я тут уполномоченный или где? Какие карточки без моего согласия? Вообще только с моего ведома, а меня даже не осведомили. И нормы ваши маленькие… И вообще все это случайность. Всем всего хватит.
Пришвин - Вынырнул откуда-то и предъявляет…


Народ - Пожрать бы.
Вейс - Зуб даю на Выборгской выпечка идет полным ходом.
Народ - (выстраиваясь в хвост) - а ну как у вас мука кончится? Бабы, держите очередь и не больше двух в одни руки.
Вейс (в сторону) - Слушайте, а мы не чересчур муки тратим? Муки, вообще говоря, немного.
Риттих - (оглядываясь) ну прям как недели две назад. (обращаясь к толпе) Ну я реально проехал по Невскому - есть же хлеб.
Пришвин -хлеб есть, но хлеба не дают.
Народ - Ага, тока туда после работы не зайдешь. Народ, айда в участок - там мука есть. Не пошли лучше на Невский, пока там все не расхватали.

Сцена пятая (где-то на квартире, совет министров и заинтересованные лица)
Голицын - блин, они все разнесут. Давайте в газетах напишем, что запасов хлеба в Петрограде - 400 тыс. пудов и скоро еще привезут.


Неизвестный- А это правда?
Голицын - А хрен его знает. Лелянов, у тебя сколько?
Лелянов - Сотка точно есть… А что толку, когда печь некому… Сначала поувольняли… Я же говорил - карточки.
Протопопов - Достал уже. Нормально все - сейчас они сухари досушат и я их заберу.
Неизвестный- Ага, забрал один такой. Ты умник зачем муку в участках хранил? И еще говорил - так надежнее!
Лелянов (совещаясь с соседями). Ну мы посчитали - на еще дней на десять хватит, а там привезут. - А если не привезут? Ну последний раз такая пурга была в 1906… И чего? Ну Риттих обещал… Он и 35 вагонов в день обещал, а где они? Слушайте, есть же целых 100 тысяч пудов картошки. И вообще, лавочники муку зажимают и в уезд перепродают - там дороже.
Хабалов -Ну заведите тетрадочки, записывайте в них выдачу муки и расход ее на хлеб… Чего так сложно дать всем хлеба?
Все (хором) ДА!
Риттих (вслушиваясь в шум на улице) Блин, придется мне опять идти в Думу. Голицын, пошли?
Голицын - Не, я старенький, и вообще только с января работаю. Ты там за меня выступи, тебе не впервой.

Интермедия
Романов 2й - чего это за шум?
- А хрен его знает ваше величество.
Романов 2й - Блин, спать не дают. Пиши - Хабалову - прекратить все к завтрему. Да, именно все. А я поехал, где потише…
Хабалов - Б***

Интермедия (Риттих в Государственной думе, 25 февраля)
Правительство, а следовательно и я, считаем, что требуется немедленная передача продуктов в руки той организации, которая представляет собою население Петрограда, а именно в руки Петроградского городского общественного управления. (с усталостью) И комитеты свои создавайте, районные.

Сцена шестая (Градоначальство, сидит грустный Хабалов, раздается телефонный звонок)
Лелянов - Але Хабалов, я придумал как все разрулить.
Хабалов - Тут Протопопов сказал, что все что ты придумаешь, противоречит городовому положению… А вообще, вы меня все задолбали. Чего тебе делать? А делай чего хочешь. Хлеб уже неактуален - у нас тут «долой самодержавие». Ага, еще с неделю хлеб ваш никому интересен не будет… В марте продолжите… (срываясь на крик) И не звони мне больше!!!

окологолода, РИ, причины

Previous post Next post
Up