Об олимпиадных травмах

Nov 18, 2023 15:26

Я уже очень давно не жалую олимпиады, считая, что они нынче превратились в рак, убивающий школьное образование. Во многом они повторили судьбу своего старшего брата - спортивной Олимпиады: взгляните на олимпийских чемпионов столетней давности, которые представляют собой некий идеал гармонично развитого человека (греческий идеал же!), и на современных, превратившихся в настоящих мутантов, завидев любого из которых Прокруст немедля достал бы огнемёт. Так и школьные олимпиады: начавшись с простого соревнования между школьниками "а кто узнал больше в выбранном предмете", ныне они превратились в настоящий спорт высоких достижений, где бедные дети щеголяют знаниями наизусть всех метаболических путей внутри хлоропласта.

Давно подмечено, что биологическая наука (не знаю, как обстоит дело с другими дисциплинами) для школьников будто распадается на две мало связанных друг с другом части: на "истинную" биологию, которую они проходят в кружках и других аналогичных местах и которая повествует о реальном состоянии дел в природе, и "егэшную", которая требует запомнить некий набор фактов, давно устаревший и опровергнутый "истинной" биологией (или даже просто ошибочный - я встречал вариант ЕГЭ, где балянусы назывались моллюсками), однако ж без которого вас не пустят на биофаки университетов - ЕГЭ же как-то надобно сдать (а потом "забудьте всё, чему вас учили в школе", да).

Однако в связи с развитием "спорта высоких достижений" как будто выделилась третья часть - "олимпиадная" биология. Она не содержит прямо уж устаревших или ошибочных фактов, как егэшная - однако она требует запомнить столько истинных фактов, сколько зачастую не нужно даже для университетского курса (а мы помним, что вся эта лавина обрушивается к тому же на пока ещё неокрепшие и неопытные детские разумы). Ну серьёзно, можете ли вы упрекнуть меня, что я плохо знаю зоологию позвоночных? Однако ж я не всегда могу ответить на олимпиадные вопросы по своей теме (ну просто потому что не держу многие частности в голове - финишем для меня стал вопрос про определение лягушек по голосам), а олимпиадник должен на таком уровне освоить далеко не только зоологию позвоночных!

Результатом этого является, с одной стороны, чисто механическая подготовка, когда ученик за деревьями уже не способен увидеть лес, с другой - ему становится до жути скучно на младших курсах биофаков (он ведь уже знает больше!), и он в депрессии оттуда сваливает и больше никогда к биологии не возвращается (к сожалению, лично знаю несколько таких случаев). Что уж говорить про растраченные в процессе участия в олимпиаде нервы и прочее! В каком-то смысле олимпиадное движение уничтожает будущий научный потенциал.

Именно поэтому я принципиально не занимаюсь подготовкой школьников к олимпиадам - нашему обществу нужны здоровые молодые исследователи, способные видеть картину в целом. Не все со мной согласны; вот, например, какой диалог когда-то случился у меня с одним известным "тренером". Текст исходного объявления был следующим (чтобы вы понимали контекст моих претензий к собеседнику): "Начинаем онлайн подготовку к олимпиаде по биологии. Ведёт ХХХ - тот самый известный тренер олимпиадников, при котором москвичи начали всех побеждать [техническая информация о времени и месте]" Как видно, люди в этой сфере всё понимают, но до последнего пытаются лгать и юлить.





Но на днях я узнал о ещё одном неприятном олимпиадном эффекте, в копилку ко всем прочим. Один мой ученик, девятиклассник, ходящий на олимпиадные курсы (крутые и серьёзные), которые ведёт хорошо мне знакомый преподаватель (не тот, что на скринах), рассказал любопытную историю (за что ему спасибо, потому что увидеть такое можно только глазами ученика, я обычно смотрю с иных позиций и этот угол зрения был для меня уже закрыт). Школьник пожаловался, что предмет, который ведёт этот преподаватель, ему совершенно не даётся. Я удивился, ведь предмет в основе своей был очень простой - не какая-нибудь биохимия или молекулярная физиология, где легко утонуть под валом формул, реакций и названий белков. На что ученик ответил: "Он даёт нам ТАК МНОГО деталей, что всё просто расплывается перед глазами, я сижу и ничего не понимаю." [о, пресловутая проблема леса и деревьев, - подумал я] "Мне кажется, что у него травма".

Тут настало время мне удивляться ещё больше. Как я сказал, я хорошо знаю этого преподавателя и его манеру обучения, и мне всегда казалось, что он слишком требователен. Я списывал это на две вещи. Во-первых, на юношеский максимализм (он ощутимо моложе меня) - многие из нас, познав истину, поначалу стремятся донести её последователям во всех деталях сразу, и только потом приходит понимание, что подобная лавина не только не помогает, но даже мешает. Во-вторых, я сам в своё время в полушутку говорил о его травме - со стороны это выглядит именно так, как будто его самого во время обучения гоняли в хвост и в гриву, и вот теперь он хочет, чтобы остальные пережили такой же травматический опыт, как и он сам (это частое явление: вспомните о шельмовании неслуживших мужчин и нерожавших женщин со стороны служивших и рожавших; армия и роды - это тоже для многих весьма травматичный опыт, хотя не все готовы себе в этом признаться). В каком-то смысле глубокая профессиональная подготовка сама по себе травматична - после того, как ты запомнишь миллиард признаков и реакций, ты действительно становишься совсем иным человеком. Но одно дело, когда такой травме подвергаются студенты - они по доброй воле пришли сюда, они прекрасно знают, что их ждёт, и сами желают искорёжить свой рассудок известным образом, и совсем иное, когда школьники - они-то пока ещё жизни не видали, и для них подобный опыт может стать именно что полноценной травмой. Однако же я думал, что ничего совсем фатального нет, оба фактора ослабевают со временем - первый быстрее, второй медленнее, но всё же, по мере приобретения педагогического опыта они должны постепенно сойти на нет.

Но мой собеседник увидел в своём преподавателе нечто иное. Он сказал: "Вы знаете, он выглядит, как мамочка, которая сама хотела стать медиком, но ей не удалось, и теперь она насилует своего ребёнка, дескать, поступай в мед, поступай в мед - и мнение ребёнка в этом случае никого не интересует. Он ведь сам не ездил на межнар, и вот теперь хочет, наверное, чтобы кто-то из его учеников поехал". И тут я понял, что рассуждения моего ученика выглядят гораздо более логичными, чем мои собственные. Но что гораздо более печально - это оказалось именно то, что не купируется ни временем, ни опытом.

Человек действительно пережил травмирующий опыт и некоторое крушение надежд и теперь желает, чтобы другие избежали этой участи. Однако желает столь яро, что это желание кандалами сковывает его педагогический талант, заставляя объяснять слишком подробно и непонятно, делая для учеников занятия бесполезными, а значит - только отдаляет от цели. Вот уж воистину олимпиада для человека, давно окончившего даже вуз, оказалась мертвецом, который хватает живых - причём не только его, но даже его учеников.

Так что всем юнцам я бы советовал десять раз подумать, прежде чем выбирать свой путь к "истинной" биологии - через древние и ошибочные знания для ЕГЭ, которые всё равно легко выветрятся из вашей головы уже в течение первого семестра на биофаке, или через разрывномозговые олимпиады, которые в плане приобретения психологических травм напоминают барабан из "Поля чудес", где обязательно что-нибудь выпадет - может, и приз, а может, и травмы разной степени тяжести на выбор, которые потом придётся лечить за круглую сумму (если вы их вовремя осознаете, это тоже большое дело - ваш старший товарищ до сих пор не осознал, как видите). Хорошо бы, конечно, чтобы был третий путь, ну там - сразу "истинная" биология... Такой путь был - лет 15 назад, когда олимпиады ещё не были спортом высоких достижений, я и сам им прошёл. Увы, Чёрная Королева этот путь пока для вас закрыла.
Previous post Next post
Up