В современной фауне перья являются неизменным атрибутом птиц - и только птиц. Но довольно давно моряки наблюдали летучих рыб с развевающимися лентами - чем-то вроде длинных хвостовых перьев райских птиц - и закономерно считали эти ленты тоже перьями. Ну а чего - рыбы летают, как птицы, вот у них и перья, как у птиц!
На самом же деле это, конечно, никакие не перья, и к самой летучей рыбе они имеют весьма опосредованное отношение - это отдельные организмы, паразитические ракообразные из рода Pennella ("penna" в переводе с латыни значит "перо", то есть это - "пёрышки"). Конкретно на летучих рыбах паразитирует вид Pennella exocoeti (буквально - "пёрышко летучей рыбы"), но другие виды обнаруживаются и на иных рыбах (например, на тунцах и меч-рыбах), а один вид, Pennella balaenopterae, как следует из названия, сидит прямо на китах и на тюленях.
Иллюстрация выше взята из старой американской научно-популярной книжки "
Shelled invertebrates of the past and present", где главу про ракообразных написал известный их исследователь Уолдо Шмитт. На этой картинке пеннеллы имеют вид длинных, поперечно исчерченных лент с двумя "хвостами" на заднем конце. Своей головой они заякориваются в мясе рыбы и потихоньку её подъедают. Кстати, так делают только самки - самцы пеннелл свободноживущи.
Пеннеллы - представители класса веслоногих ракообразных (Copepoda). Их близкие родственники - планктонные рачки циклопы, вы наверняка про них слыхали. Впрочем, большинство веслоногих - как раз паразиты, так что пеннелла - это более типичный веслоногий рак, чем циклопы))) Но на иллюстрации пеннеллы - не единственные ракообразные. У Свифта есть известные строки:
Натуралистами открыты
У паразитов паразиты,
И произвёл переполох
Тот факт, что блохи есть у блох.
Продольно исчерченные гнутые "конусы", прикреплённые к телам пеннелл - это другой вид раков, Conchoderma virgatum. Это представители иного класса ракообразных - усоногих (Cirripedia). Вы скорее всего слышали про морских уточек и морских желудей, и мы привыкли их наблюдать растущими на камнях или днищах кораблей, но кто сказал, что нельзя поселиться и на плавающих животных? Киты и крупные рыбы зачастую покрываются целыми панцирями из усоногих раков, отчего заметно страдают. Но некоторые виды - как эта конходерма - селятся не просто на рыбах, а на паразитах рыб.
Усоногие раки используют своих хозяев лишь в качестве субстрата, конходерма не питается тканями пеннеллы. Но летучей рыбе от этого не легче - тяжёлые карбонатные панцири конходерм, болтающиеся на телах пеннелл, гидро- и аэродинамики не прибавляют. Видимо, каждый раз, беря разгон, такая рыба вспоминает известный анекдот:
"И теперь, со всей этой фигнёй на борту, мы попробуем взлететь".