Классическим примером эволюционных анатомических преобразований, происходящих у человека уже в историческую эпоху, всегда являлось исчезновение "зубов мудрости" - последних коренных зубов. Дескать, из-за сельского хозяйства и кулинарной обработки пищи наша еда стала мягче и нежнее - мы меньше жуем - наши челюсти постепенно уменьшаются (кость во время индивидуального развития растёт под нагрузкой: меньше нагрузка - меньше кость) - все зубы туда уже не влезают, да и не нужно уже столько зубов - последние коренные зубы у многих современных людей в итоге часто не прорезаются совсем (и я искренне сочувствую тем, у кого они всё-таки прорезаются).
Но вот
свежая статья добавляет ещё один пример - срединную артерию. Дело в том, что в эмбриональном развитии, когда наша рука только закладывается, она питается одним кровеносным сосудом, проходящим через середину руки, - срединной артерией. Впоследствии, когда рука увеличивается в размерах и оформляются отдельные лучевая и локтевая кости в предплечье, то вдоль них прорастают новые кровеносные сосуды - лучевая и локтевая артерии соответственно, а срединная артерия теряет своё значение и постепенно исчезает. Полное исчезновение срединной артерии происходит у разных людей в разное время, но обычно - незадолго до рождения или сразу после.
Но у некоторых человеческих особей срединная артерия остаётся функциональной и во взрослом состоянии. Это не то чтобы очень хорошо: так, она может, набухая, передавливать срединный нерв, иннервирующий ладонь, и тем самым являться причиной печально известного синдрома запястного канала. Разумеется, это не единственная причина развития этого синдрома; однако очевидно, что у людей, не обладающих срединной артерией, причин для развития этого синдрома на одну меньше.
Свежее исследование австралийских учёных показывает, что частота встречаемости срединной артерии во взрослом состоянии изменилась с примерно 10% в конце XIX века до почти 35% в конце ХХ века. Там есть ещё такой замечательный пассаж: дескать, сохранение каких-то эмбриональных признаков - это типичное проявление каких-то осложнений во время беременности, воздействия непроверенных лекарств или ещё чего-то аналогичного; так как здравоохранение за ХХ век шагнуло далеко вперёд, но встречаемость срединной артерии не только не уменьшилась, но даже увеличилась, то это говорит о чётко направленном давлении отбора, то есть о типичном микроэволюционном явлении. И вообще, если давление отбора не поменяется, то такими темпами к 2100 году срединная артерия будет у всех новорожденных.
Оставим этот пассаж на совести авторов (хотя здравоохранение действительно улучшилось, но увеличилось ведь и количество тератогенов вокруг нас); но исследование вызывает и другие вопросы. Во-первых, в исследовании участвовало 78 рук (не людей, а именно рук - ведь по части таких признаков бывает асимметрия). Не маловато ли для таких далеко идущих выводов? Они там везде пишут про крайне малый параметр p, я не силён в статистике, чтобы по достоинству оценить их методики и выводы - возможно, что 78 рук вполне достаточно. Во-вторых, эти самые руки исследовались у австралийцев европейского происхождения (авторы из Австралии, вот и изучали трупы из местных моргов). Но сравнение с встречаемостью этой артерии в середине ХХ и конце XIX века велось по литературным данным - а литературные данные относились к совсем разным человеческим популяциям, например, к японцам или к бирманцам. Насколько адекватно сравнивать встречаемость какого-либо признака у японцев начала ХХ века и австралийцев конца этого века? Лично по-моему - не очень, но рецензенты пропустили.
В любом случае, это исследование однозначно говорит одно: у современных австралийцев частота встречаемости срединной артерии очень высока (не связано ли это с эффектом основателя?). Можно ли отсюда делать выводы об увеличении частоты этого признака хотя бы у австралийцев на протяжении ХХ века или даже у людей в целом? По-моему, это слишком смело.
Но посмотрим, что будет в 2100 году.
За наводку спасибо Андрею Бушуеву.