К сожалению, исследователь и созерцатель человеков во мне за рулём начинает корчиться в предсмертных муках, когда я встречаю на дороге обочечника, шашечника или иного любителя "нас.ать на всех". В кровь резко вбрасывается концентрат благородного гнева, я теряю человеческий облик, лицо багровеет, и я на всю машину ору страшным голосом: "Козёл!!!" Супругу это раздражает, и ее можно понять. Я сам знаю, что «дай мне душевный покой, чтобы принимать то, чего я не могу изменить», но человек, увы, слаб, и я иногда срываюсь.
Но я, собственно, не об этом хотел рассказать. С некоторых пор у меня появилась штуковина, которая, вообще-то, предназначена для облегчения тяжёлого шоферского труда. Но, помимо этого, это оказался интересный инструмент для наблюдения за поведением людей на дороге.
Это круиз-контроль (да, он есть только в Волчке, до него у меня этого буржуазного излишества не имелось).
Ну, те, кто пробовал, наверняка согласятся со мной, что эта штука меняет и собственный стиль езды. Начинаешь реже притормаживать и чаще перестраиваться, не меняя скорости. И чувствуешь провокацию Мироздания самому стать шашечником. Ну а чего они все так медленно едут! Не поддаваться! А то сам козлёночком станешь.
Но это не самое интересное. Интересно бывает наблюдать поведение соседей по потоку. При езде с фиксированной скоростью особенно заметны индивиды, которые органически не могут перенести, когда их начинают опережать. И, нет, тебе не кажется, что он ускорился. Он действительно ускорился, так как твоя скорость сейчас точно не менялась, но ты вдруг перестал его догонять. Это забавно, потому что ехал вот человек со своим внутреннем ритмом, и ему неудобно его менять. Но вот ему вперлось. Иногда можно вообще ничего не делать, через километр он выдохнется и окажется у тебя в зеркалах. Собственно, и без круиз-контроля такое встречается, но когда машина «сама едет», а ты не трогаешь ни газ, ни тормоз, то получается забавнее. Иногда, конечно, когда разница скоростей маленькая, и обгонять соседа придется чуть меньше, чем вечность, я добавляю газу. Нормальные водители переносят это нормально. Но вчера на МКАДе мне попался экземпляр. Я по пятом ряду еду, скорость примерно 105, он по четвертому. Когда я с ним поравнялся, он добавил. И идет на одной скорости со мной. Я даже перестроиться не могу. Немного добавил, но и он добавил. Вот ведь, думаю, проблемы у человека. Я притормозил, его пропустил и сам встал в четвертый ряд. Он тут же перестал играть в «кто круче», и я стал его догонять. Но если я просто перестроюсь, у него же опять взвыграет. Тут уже у меня взыграло. Слева сзади никого, левый поворотник, тапку в пол... Потом я вернулся на свои 105, но он уже даже не пытался ускориться.
Я к тому, что круиз-контроль, с моей точки зрения, воспитывает терпимость, способствует более взвешенному отношению к действительности, успокаивает нервы. Но не всегда.