….а зачем в принципе нужно очень модное сейчас т.н. сектоведение и прочая «борьба с тоталитарными культами»? Точнее - даже не так - какое отношение вот это всё имеет к борьбе против всяких деструктивных культов? Предвижу волну праведного гнева от определённой доли читателей и массу обвинений - мол, автор на стороне «Аум-Синрёкё» какой-нибудь, отмазывает этих гадов, призывает с ними не бороться. Нет уж. Я считаю, что надо бороться с людьми и организациями, которые при помощи оказания мистических услуг совершают мошеннические деяния, отбирая у старушек пенсии, которые ради открытия своей культовой торговой точки без колебаний совершают рейдерские захваты детских онкодиспансеров, выкидывая больных детишек на улицах, которые на дорогих иномарках, купленных на деньги старушек, сбивают людей и уходят потом от наказания, которые сеют межрелигиозную и межнациональную рознь и т.п.
Но - тут есть одна загвоздка. Называется она - статья 14 Конституции РФ. И вот из-за неё «сектоборчество» как-то…ну не совсем в правовом поле находится, скажем так. Я уже молчу о международном праве: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.»(статья 2 ВДПЧ). Разумеется - и я придерживаюсь идеи свободы совести - хотя бы потому, что она служит хоть какой-то защитой от геноцида по религиозному признаку. А с этим вот «сектоборчеством» или, как его одна моя знакомая назвала - «сектоедством» ситуация в этом плане очень сомнительная. Оно создаёт прецедент преследования и дискриминации людей по причине их инаковерия или инакомыслия. Ведь в контексте «сектоедства» причудливым образом смешаны и приравнены друг к другу преступные деяния т.н. сектантов и отличия в их образе мыслей и жизни от некоего «канона», обычно выводимого из «традиционных» религий. Таким образом, любое новое религиозное движение(НРД) предстаёт перед обществом опасным просто потому, что «сектоедение» в принципе не признаёт существования никаких НРД, кроме криминальных, деструктивных. Тут, как в молекулярной биологии - есть своя «центральная догма», и она гласит: «Любая секта - является тоталитарной, деструктивной, преступной и должна быть уничтожена.»
И возникает вопрос…а насколько такая вот борьба с сектами вообще законна? Но, пойду даже дальше, поставив на повестку дня вопрос - а есть ли вообще какая-нибудь объективная нужда в «сектоедстве» ? И, немного подумав, скажу, что нет - оно абсолютно избыточно и, в перспективе, может нанести немалый вред, способствуя разжиганию межрелигиозной розни. Почему «сектоедение» избыточно? А потому, что между группой людей, практикующих «деструктивный культ» и обычной ОПГ разницы нет никакой. Ну, разве что внешний антураж другой, но суть-то та же. Так вот - у понятия ОПГ есть чёткие критерии, завязанные, разумеется, не на инакомыслии каком-нибудь, а на вполне объективном вреде, причиняемым людям таким сообществом. И если какой-то культ действительно деструктивен и опасен - он вполне подойдёт под критерии ОПГ.
И дальше - вот что:
Статья 210 УК РФ. Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) Отправить на печать Распечатать Поделиться (в ред. Федерального закона от 03.11.2009 N 245-ФЗ)
1. Создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений либо руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями, а также координация преступных действий, создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами, разработка планов и создание условий для совершения преступлений такими группами или раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между ними, совершенные лицом с использованием своего влияния на участников организованных групп, а равно участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет. (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
2. Участие в преступном сообществе (преступной организации) - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года. (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет. (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
4. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии, - наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы. Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в преступном сообществе (преступной организации) или входящем в него (нее) структурном подразделении либо собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп и активно способствовавшее раскрытию или пресечению этих преступлений, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Источник:
http://ppt.ru/kodeks.phtml?kodeks=20&paper=210 И это - как минимум, потому что если культ действительно деструктивен - то там помимо этой статьи его адепты на себя ещё штук 5-10 могут «намотать». И - хочу заметить, что в данном случае, когда этим будут заниматься МВД и суды - вопрос религии вообще нет нужды затрагивать. В данном случае - критерии предельно ясны, всё можно неопровержимо доказать, в то время, как у «сектоедов» с ясностью, непротиворечивостью и валидностью критериев - просто беда. Я об этом уже писал вот тут:
http://www.proza.ru/2014/10/18/197Немаловажен и тот факт, что экспертами в данном случае будут выступать профессиональные криминалисты, судебные медики и т.п., а не всякие одиозные личности с сомнительной профессиональной компетенцией, вроде ставшего уже печально известным г-на Дворкина. Эти люди - светские судебные медики, да и прочие эксперты, будут иметь в этом деле профессиональный, а не конфессиональный или идеологический интерес. В общем - «сектоеды» не нужны, нормально работающая правоохранительная и судебная система вполне эффективно защищает общество от всяких религиозных ОПГ ака «тоталитарных сект».
Почему же, в таком случае, «сектоедство» не только существует, но и так популярно, да ещё и пытается пролезть в госструктуры - в то же МВД, например… И плохо, кстати, что они туда лезут - такие «эксперты» вполне способны саботировать работу и МВД, и судебной системы, превращая объективные следствие и суд в инквизиционные процессы над еретиками. В общем, не очень понятно, почему «сектоедство» живёт и здравствует, несмотря на вышеозвученное, точнее - очень непонятно в виду того, что маловато доказательств для надёжного подтверждения той или иной гипотезы.
А гипотез несколько - первая - просто «пацаны к успеху идут» таким образом. Ну, кушать хочется, а работать по-настоящему - лень. Вот они и запугивают общество всякими кровавыми деструктивными культами, в итоге общество начинает биться в истерике и «делайте что угодно, только спасите нас от них». Естественно, «делают всё, что угодно» они не за просто так. Кроме того, на волне такой паники можно пролезть в госаппарат и, соответственно, к «кормушке».
Вторая - понятно, что любая религия, в той или иной мере - это такая разновидность бизнеса. А в бизнесе существует конкуренция. И в общем-то, ничего страшного в этом нет - ни в бизнесе, ни в конкуренции - до тех пор, пока они остаются в рамках закона. Но конкуренция бывает достаточно жесткой, «грязной» - особенно, когда речь идёт о больших деньгах. А, как известно, крупные религиозные корпорации такими деньгами располагают, и делиться ими с мелкими да новыми религиозными организациями совсем не желают. И тут «сектоедение» выступает как орудие «грязной» межрелигиозной конкуренции. И всем хорошо - крупные религиозные корпорации остаются при своих крупных доходах, да ещё и могут новых адептов получить на войне паники из-за «тоталитарных сект», да и «сектоеды» - не поверю, чтобы они ничего с этого не имели.
Третья - это - инструмент для отвлечения социума от различных проблем во внутренней политике и экономике страны. Разумеется, какие-то перманентно ужасные дороги, ужасное состояние медицины, образования, промышленности и т.п. как-то отходит на второй план в сознании человека, запуганного «тоталитарными сектами». Какие, к чёрту, разбитые дороги - когда в стране творится ТАКОЕ!
Четвёртая - просто микст из трёх вышеперечисленных.
Ну и вместо заключения - да, деструктивные культы существуют, но с ними надо бороться с помощью законов, а не опусов «экспертов», вроде Дворкина. Такая борьба возможна потому, что по-настоящему социально-опасное религиозное сообщество совершает действия, которые можно квалифицировать по нехилому набору статей УК РФ. Такая борьба будет намного объективнее и не будет способствовать разжиганию межрелигиозной розни, дискриминации по признаку вероисповедания и прочим, не вполне законным вещам. А само «сектоедение», разумеется, мало того, что не является наукой, так ещё и законность его вызывает вопросы - и с этим не помешало бы разобраться. Но в любом случае - целесообразность такой вот «науки» - крайне сомнительна.