После Николая Егоровича Сверчков нельзя не вспомнить ещё одного художника-анималиста. На этот раз речь пойдёт о Петре Петровиче Соколове.
Автопортрет. (Из коллекции Николая Васильевича).
Сын известного российского акварелиста П.Ф. Соколова Петр Петрович Соколов унаследовал талант и наклонности отца - он также стал художником-акварелистом. Правда, главная тема его работ не продолжала семейную традицию.
Соколов П.П. «Тройка».
Музей коневодства Тимерязевской сельскохозяйственной академии.
Соколов П.П. «Тройка».
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Соколов П.П. «Тройка зимой».
Тульский областной художественный музей.
Петр Петрович не получил законченного систематического образования, хотя в Академию художеств поступил и даже проучился в ней три года в 1840-1843.
Соколов П.П. «На пашне».
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Соколов П.П. «Заснул». 1872.
Музей коневодства Тимерязевской сельскохозяйственной академии.
Среди его учителей был и знаменитый Карл Брюллов. Но юного Соколова не увлекли ни учителя, ни мифологические сюжеты, ни каноны академической живописи. Он покидает Академию, много путешествует, становится даже свидетелем боевых действий на русско-турецкой войне. Повсюду делает много зарисовок бытовых сцен, пишет портреты и иллюстрирует книги. Правда, его все больше привлекают динамичные сюжеты - бег лошадей, охота на птиц и зверей, взаимоотношения человека и животных.
Соколов П.П. «Охота на волка с борзыми». 1892.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Соколов П.П. «Охотники на привале». 1871.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Страстный охотник и талантливый художник Соколов великолепно знал анатомическое строение животных, их повадки. В своих работах он использовал различную технику: гуашь, уголь, карандаш и масло, но больше всего любил писать акварели. И хотя, считается, что произведения Соколова не отличаются точностью передачи движения лошади, именно за эти работы на Международной выставке в Париже он получил золотую медаль.
Соколов П.П. «В дороге». 1886.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Соколов П.П. «Крестьянские похороны». 1872.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
В конце жизни художник удостаивается почетного звания академика, хотя дело не в академических регалиях - произведения Соколова при его жизни были желанными приобретениями художественных музеев и частных коллекций.
Соколов П.П. «Охотничья сцена». 1869.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
П. П. Соколов «Доезжачий» 1871.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Соколов П.П. «Затравили лисицу».
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Соколов П.П. «Потрава». 1860-1870 гг.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.