Национальная картинная галерея им. И. К. Айвазовского. Феодосия.

Dec 22, 2013 13:41






Говоря об Айвазовском, нельзя не сказать о его доме. В 1845 окончив Петербургскую художественную академию и заграничную практику, молодой художник неожиданно для всех вернулся в Феодосию. Иван Константинович посчитал что самые лучшие условия для творчества он сумеет создать у себя на родине.

В этом же году он начал строить на берегу моря по своему проекту дом и мастерскую. В этом доме прошла вся его трудовая жизнь художника. Здесь он написал основные его картины. Здесь же он начал устраивать выставки для всех сословий общества (до этого такие выставки проходили только в Эрмитаже и в Румянцевском музее в Москве). В этом же доме Айвазовский создал школу для молодых талантливых художников Крыма.




В 1880 году к своей мастерской Айвазовский пристраивает картинную галерею. Это была первая в России периферийная картинная галерея, пользовавшаяся большой известностью еще при жизни мариниста. Собрание картин в ней постоянно менялось, так как работы художника отправлялись на выставки в другие города, и как правило уже не возвращались. Их место занимали новые, только что написанные. Здесь же, на специально для этого построенной сцене, выступали многие музыканты, актеры как местные, так и Мариинского и Александрийского театров Санкт-Петербурга...

После смерти И. К. Айвазовского его картинная галерея становится собственностью города. В духовном завещании живописца записано: «...Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу...» Всего на момент смерти художника в галерее было 49 его картин.




Осенью 1914 года (когда уже шла первая мировая война), в связи с угрозой бомбардировки города с моря, картины Айвазовского были перевезены в Симферополь. Лишь в марте 1918 года, стало возможным возвратить их в Феодосию. Картины были доставлены в дом И. К. Айвазовского, но ввиду сложной обстановки оставлены не распакованными, в ящиках.




В годы гражданской войны и интервенции здание картинной галереи использовалось для постоя воинских частей. В одной из газетных заметок 1918 года сообщалось, что постояльцами - германскими солдатами - «в галерее Айвазовского вырублены рамы окон и порублены на дрова скамьи».

В конце 1920 года в здании галереи были размещены Феодосийский отдел ЧК, морской и дивизионный особые отделы Красной армии и Красного флота. В 1922 галерея Айвазовского была включена в сеть государственных музеев страны. В ее помещениях произвели ремонт, и 17 декабря, после восьмилетнего перерыва, она вновь приняла посетителей. В экспозиции всё те же 49 картин.




Среди них были такие замечательные полотна, как «Буря на Северном море» (1865),




«Прибой у крымских берегов» (1892),




Эпическое полотно «Среди волн» (284x429 см.), ставшее вершиной его творчества.

Директором музея был назначен художник Барсамов Николай Степанович. Под его руководством галерея жила почти сорок лет, с 1923 по 1962 год. Во многом благодаря его кипучей энергии была сохранена и преумножена богатая экспозиция маринистской живописи. Активно помогала ему в работе и супруга Софья Александровна (автор многих книг и путеводителей по галерее).




Коллекция не давала возможности составить достаточно полное представление о ярком и многогранном даровании Айвазовского. Большая часть завещанных городу работ была создана в последние годы жизни художника. Перед сотрудниками галереи встала важная и трудная задача: пополнить коллекцию, создать новый художественный музей, в экспозиции которого будут представлены произведения всех периодов творчества прославленного мариниста. Решено было также собрать картины других мастеров, творчество которых в той или иной мере связано с Айвазовским, - в первую очередь произведения его учеников Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслера, феодосийских художников К. Ф. Богаевского, М. П. Латри, М. А. Волошина.

Этим был определен профиль галереи: в будущем она должна была стать собранием пейзажной, в основном маринистической, живописи.

До начала Великой Отечественной войной собрание картин И. К. Айвазовского увеличилось в галерее почти в пять раз. Многие работы поступили из Центрального музейного фонда и некоторых музеев страны, в том числе и из Эрмитажа.




В 1930 возле галереи был установлен памятник Его авторы скульптор Илья Яковлевич Гинцбург, архитектор П.И. Голландский, мастер-каменщик Фока Яни. Художник изображен сидящим с палитрой и кистью в руках и смотрящим вдаль на море. На пьедестале лаконичная надпись: «Феодосия - Айвазовскому».

Началась война. Уже на второй день над Феодосией появились фашистские самолеты. Сотрудники галереи стали готовить коллекцию к эвакуации, но музей не прекращал работу до последних дней. 30 сентября 1941, когда прорвавшийся на Арабатскую стрелку враг оказался в 25-30 километрах от Феодосии, было принято решение о немедленной эвакуации картин из города. Коллекцию галереи погрузили в Феодосийском порту на теплоход «Калинин». Она была вывезена через Новороссийск в Краснодар. 8 ноября картины были эвакуированы дальше в тыл, в Ереван.

В период эвакуации выставочная и популяризаторская работа галереи не прекращалась. Осенью 1941 в течение месяца 59 картин из собрания галереи экспонировались в Краснодаре. Большая выставка произведений И. К. Айвазовского была устроена в 1942 в Ереване.

Весной 1944 Крым был освобожден от фашистов. Осенью коллекция галереи возвратилась в Феодосию. Дом Айвазовского представлял мрачное зрелище. Он был исковеркан мелкими снарядами, пулями. Штукатурка на нем осыпалась, кровля расползлась и представляла груды черепков, и сам дом как будто осел и врос в землю.




На переднем плане немецкие бетонные доты.




В главном выставочном зале не существовало огромного стеклянного перекрытия. В большом доме нашлась только одна комната, бывшая мастерская, в которой были целы двери и окна, не протекала крыша... Ночью в пустых залах ветер свистел, как на палубе корабля в бушующем море.

По указанию областного комитета партии все строительные организации Феодосии приняли участие в восстановлении галереи. Уже к весне 1945 большая часть залов была отремонтирована. В мае открылась выставка произведений И. К. Айвазовского, приуроченная к 45-летию со дня его смерти. На ней экспонировались 152 работы мариниста. 2 мая 1946 года галерея была полностью восстановлена. После пятилетнего перерыва все ее залы вновь открылись для посетителей. А Барсамов Николай Степанович за подвиг в сохранении и эвакуации экспозиции в годы войны был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В первый послевоенный год значительно увеличилось количество живописных и графических произведений в собрании Феодосийской галереи. В ее фонды поступило 583 работы. Среди них было 60 рисунков И. К. Айвазовского, 180 работ К. Ф. Богаевского (эти работы немцы не успели вывезти их мастерской художника в Симферополе), ряд картин М. П. Латри и других художников.







Коллекция пополнялась постоянно в советское время. Пополняется и теперь. Даже развал союза не повлиял на работу музея (к счастью). Сейчас это один из крупнейших художественных музеев Украины.



















В настоящее время Феодосийская коллекция произведений мариниста насчитывает 417 работ. Она составлена так, что можно проследить эволюцию 63-летнего творческого пути мастера. При Феодосийской картинной галерее постоянно работает лекторий, где читаются популярные лекции по русскому, советскому, западноевропейскому искусству. Ведется работа по поиску и систематизации всех работ художника в музеях мира и частных коллекциях.







Период учебы Айвазовского в Петербургской Академии художеств представлен картинами «Берег моря ночью. У маяка» (1837), где чувствуется влияние его учителя М. Воробьёва,




«Ялта» (1838), созданная под впечатлением творчества Сильвестра Щедрина,




«Старая Феодосия» (1839), в которой уже заметны поиски своего живописного языка.




Во время итальянской командировки были написаны такие работы как
«Неаполитанский залив в лунную ночь» (1842).




«Неаполитанский залив утром» (1843).




Во второй половине 1840-х Айвазовский с подлинным артистизмом и мастерством создает первоклассные картины «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» (1845),




«Лунная ночь у взморья. Константинополь» (1847),




«Венеция» (1849). Для этих картин характерны продуманность и законченность композиции, романтическая приподнятость и глубокая поэтичность образа моря, яркие эффекты лунного света.




В лучших романтических традициях в 1850-е созданы полотна
«Мельница на берегу» (1851),




«Малага» (1854),




«Башни на скале у Босфора» (1859).




Среди работ, написанных в это время, особо следует отметить «Море. Коктебель» (1853) как одну из самых выразительных и совершенных по мастерству.




Новым достижением в живописном искусстве явилась картина «Море. Симеиз» (1864). Она написана широко и свободно без излишней детализации, колорит ее более холодный и естественный, он выдержан в единой цветовой гамме и поражает богатством тоновых переходов.




В это же время он пишет первоклассные работы: «Восход солнца у берегов Ялты» (1864),




«Туманное утро в Италии» (1864).




Начиная с 1870-х годов в творчестве Айвазовского появляются реалистические черты и, в то же время, еще продолжают жить традиции романтического направления. Картина «Восход солнца» (1870-е) - это гимн красоте природы. Здесь художник мастерски использует богатство отношений цвета и света. У меня репродукция этой картины в школьные годы весела над столом…




Будучи живописцем Главного морского штаба И. К. Айвазовский написал замечательные полотна, запечатлевшие все главные победы России на море. Батальные сюжеты в этих картинах не вытесняют морской пейзаж, а, наоборот, оба жанра, соединяясь вместе, раскрывают главное содержание произведений. В экспозиции галереи представлены «Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года» (1848),




«Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года» (1848),




«Осада Севастополя» (1859),




«Десант в Субаши. 1880-е» (1871).




Интересной страницей в искусстве Айвазовского стали работы, изображающие природу Украины. Художник смело пишет яркие пылающие закаты солнца, трепетно передает красоту природы, умело вводит в пейзаж жанровые сцены.
«Камыши на Днепре» (1857),




«Во время жатвы на Украине» (1883),




«Свадьба на Украине» (1892)




Впечатляющие картины живописца созданы на исторические, мифологические и библейские темы. Сюжеты многих из этих произведений стали поводом для создания картин с изображением моря: «Приезд Екатерины II в Феодосию» (1883),




«Наполеон на острове Святой Елены» (1897),




«Путешествие Посейдона по морю» (1892),




«Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в.)» 1892.




И 1890-е для Айвазовского были необычайно плодотворными несмотря на солидный возраст. В 1892 году он отправляется в самое далекое путешествие в Америку, на празднование 400-летия открытия. После возвращения в Феодосию, под впечатлением увиденного, пишет картину "Ниагарский водопад" (1893).




В эти годы художник, как правило, создает монументальные по смыслу и размерам полотна: «Корабль «Императрица Мария» во время шторма» (1892),




«От штиля к урагану» (1892),




Интересна работа «И.К.Айвазовский» в кругу друзей (1893). Найдите на ней художника…

Рисунки, эскизы и наброски художника, представленные в галерее:




«Бухта Амальфи в 1842 году» (1880-е),




«Итальянец у парусной лодки» (1840-е),




«Музей в Феодосии» (1880-е),




«Трехмачтовое судно».
Художник редко работал на природе, делая лишь карандашные наброски, и создавая картины уже в студии.




В последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной. Она так и экспонируется на мольберте. Художник как будто на время вышел, и скоро вернётся к картине.




Айвазовский, живопись

Previous post Next post
Up