Моряки рассказывают, что каждый год в ночь с 14 на 15 апреля в Атлантике слышен сигнал бедствия , который, пробиваясь сквозь время, идет с терпящего бедствие «Титаника». CQD MGY 41°46′ N, 50°14′ W…
Этой истории исполнилось 100 лет, но она до сих пор продолжает будоражить умы и души людей.
Она началась на верфи Харленд энд Вулф, в Куинс-Айлэнде возле Белфаста Северной Ирландии, где 31 марта 1909 был заложен киль нового пассажирского лайнера. Корабль заказала британская компания «Уайт Стар Лайн». И он должен был стать самым большим и роскошным в мире. 3000 человек 3 года трудились создавая самый крупный движущийся объект в мире.
Два брата «Титаник» и «Олимпик». «Олимпик» вошёл в строй раньше, и у него была долгая и насыщенная событиями жизнь.
Самым большим и роскошным он и был, поражая всех своими размерами и архитектурным совершенством. Его длина, как писали газеты того времени, была равна длине трех городских кварталов - 269,1 м., ширина - 28,19 м., высота от ватерлинии до шлюпочной палубы - 18,4 м. Водоизмещение 52 310 тонн при осадке 10,54 м…
Корма «Титаника».
Сборка блока цилиндров машины «Титаника».
А якорь для «Титаника» по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей.
Руль размером с дом.
«Титаник» перед спуском на воду 31 мая 1911 года 12 часов 13 минут.
«Титаник» медленно уходит со стапелей.
Достройка на плаву.
«Титаник» выводят на ходовые испытания. Создатели были так уверены в своём детище, что его пробное плавание продлилось всего 8 часов. И хотя компания ни когда не называла «Титаник» непотопляемым, молва приписала ей такие слова..
«Титаник» в Саутгемптоне 5 апреля 1912 года, за пять дней до отплытия.
О пышности и великолепии интерьеров «Титаника» ходили легенды. На лайнере было 762 каюты, которые делились на 3 класса. Предусматривались места для 2566 пассажиров, причем пассажирам всех классов предоставлялись невиданные до этого удобства. В части комфорта, роскошности и сервиса «Титаник» был сопоставим с лучшими отелями того времени и по праву считался «плавучей гостиницей» класса люкс.
10 апреля 1912 года, 12.00. «Титаник» отправляется в свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк через Шербур и Квинстаун. На борту «Титаника» 922 пассажира, и каких…
При отплытии чуть не произошел инцидент, который мог спасти 1513 жизней. «Титаник» едва избегает столкновения с американским лайнером «Нью-Йорк»…
В тот же день «Титаник» делает остановку во французском Шербуре. На рейде, под всеми огнями.
11 апреля 1912 года «Титаник» сделал остановку в Куинстауне. Один член команды 23-летний кочегар Джон дезертирует с «Титаника»… Толпа в ожидании посадки.
Священник Фрэнк Браун, делавший эти снимки сошел в Куинстауне, сохранив для истории эти кадры. А «Титаник» ушел в историю с 1316 пассажирами и 891 членом экипажа на борту, больше его не будут фотографировать 73 года…
О трагической ночи, 15 апреля 1912, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом много писали и говорили за прошедшие 100 лет. Не будем повторяться, вспомним о людях.
Ни когда ещё не было такого большого количества преуспевающих людей, и не когда прежде им не предоставляло такого удовольствия похваляться своими достижениями и богатством. Это врем, на кануне I мировой войны получило название «позолоченный век». А «Титаник» являлся последним, самым престижным выставочным стендом богатства высшего общества. Путешествие на нём было синонимом успеха, престижа, как для современных миллионеров их «Рольс-Рольсы, личные яхты и самолеты.
Компания из 325 пассажиров I класса в первом рейсе «Титаника» представляла внушительное зрелище.
Самым богатым из них был Джон Джейкоб Астор IV (1864 - 1912) - американский миллионер, бизнесмен, писатель, член известной семьи магнатов Астор (Гостиницы «Астория») и подполковник, участник Испано-американской войны. Он возвращался из путешествия по Египту и Европе со своей беременной женой Мадлен, камердинером, горничной и медсестрой…
При эвакуации, проводив жену в спасательную шлюпку номер 4 вместе с горничной и медсестрой, полковник спросил у второго помощника Чарльза Лайтоллера, может ли он сесть в шлюпку с женой. Лайтоллер отказал. И Астор безропотно отступил назад. Его тело было поднято из воды 22 апреля 1912. Писателя и мультимиллионера опознали по печатке с буквами J.J.A. Астор был похоронен на кладбище Церкви Троицы в Нью-Йорке.
Космо Эдмунд, Барон Дафф Гордон V (1862 - 1931) - именитый шотландский землевладелец и спортсмен. Серебряный призёр летних Олимпийских Игр 1906 года по фехтованию.
Его жена Люси Кристина, Леди Дафф Гордон (1863 - 1935) - одна из ведущих британских модельеров того времени.
Эта пара, а так же их секретарь Лаура-Мэйбел Франкателли и ещё 9 пассажиров и членов экипажа уплыли на шлюпке №1 рассчитанной на 40 человек. За что все трое в последствии предстали перед судом. Космо заплатил каждому моряку по 5 фунтов, толи за то чтобы быстрее уплыть от «Титаника», толи за то чтобы не возвращаться спасать выживших - так говорилось в суде. Впрочем, защита утверждала, что Гордон просто пообещал морякам компенсировать утонувшее обмундирование, а также хотел отблагодарить их за спасение, но подкупать никого не собирался. Суд оправдал Гордона, однако дурная слава преследовала его до конца жизни.
Бенджамин Гуггенхайм (1865 - 1912) - американский сталелитейный магнат. Гуггенхайм взошёл на борт «Титаника» в сопровождении своей любовницы, французской певицы мадам Леонтине Обар (1887 - 1964), своего камердинера, шофёра и горничной мадам Обар …
Посадив в шлюпку мадам Обар и её горничную, он убедил их, что это всего лишь ремонт и вскоре они увидятся. Затем Гуггенхайм с камердинером вернулись в каюту, где переоделись во фраки. Вместе с ним он уселся за столиком в центральном холле, где неспешно попивал виски, наблюдая за катастрофой. Когда кто-то предложил им попытаться спастись, Гуггенхайм ответил: «Мы одеты в соответствии с нашим положением и готовы погибнуть как джентльмены». Их тела так и не были найдены.
Каюту C-51 в первом классе занимал Полковник Арчибальд Грейси IV (1859 - 1912) - американский писатель, историк-любитель, инвестор недвижимости. В 1912 году он прибыл на отдых в Европу на «Океанике», а в США решил вернуться на борту «Титаника»…
Полковник помогал второму офицеру Лайтоллеру сажать женщин и детей в шлюпки. Затем они вместе спускали складные шлюпки с крыши офицерских кают. Когда вода хлынула на шлюпочную палубу, Арчибальда смыло волной, но он успел залезть на днище перевёрнутой складной шлюпки В, где уже расположились около 30 других мужчин. В течение ночи промокшие и замёрзшие люди пытались удержатся балансируя на киле шлюпки. Утром шлюпки №4 и №12 подобрали выживших. Грейси так сильно устал, что не смог подняться на борт «Карпатии», его подняли прямо в шлюпке… Здоровье Грейси было сильно подорвано переохлаждением, и 4 декабря 1912 он скончался от осложнения диабета. Был похоронен на кладбище Вудлон в Бронксе, Нью-Йорк. На похоронах присутствовали многие выжившие пассажиры «Титаника».
Майор Арчибальд Уиллингем Батт (1865 - 1912) - влиятельный военный помощник президентов США Теодора Рузвельта и Уильяма Говарда Тафта. Видный журналист и участник испано-американской войне. На «Титанике» он возвращался из отпуска вместе с другом Фрэнсисем Дэвисом Миллетом, американским художником и скульптором.
Действия Батта в ту ночь точно не известны. По некоторым данным, Батт сразу же начал действовать в качестве ещё одного офицера, помогая женщинам и детям сесть в шлюпки. По другим, он просто наблюдал за эвакуацией. Тело его найдено не было…В 1913 году в президентском парке у Белого дома был сооружён мемориальный фонтан Миллет-Батта.
А Фрэнсис Дэвис Миллет (1846 - 1912) сел на «Титаник» в Шербуре.
Будущий художник и журналист он в возрасте шестнадцати лет, участвовал в Гражданской войны в США, во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Миллет работал военным корреспондентом, был награжден Россией и Румынией за храбрость.
В 1880 году Миллет стал членом Американского общества художников, а в 1885 году членом Национальной академии дизайна в Нью-Йорке и заместителем председателя Комитета изобразительных искусств. Был попечителем музея Метрополитен и заседал в консультативном комитете Национальной галереи искусств…
Последний раз его видели помогающим сажать женщин и детей в шлюпки. Тело было обнаружено кабельным судном 22 апреля 1912 года. Миллет был похоронен на Центральном кладбище в Восточном Бриджуотере, Массачусетс.
В каюте C-87 в первом классе поселился Уильям Томас Стэйд (1849 - 1912) - британский журналист, правозащитник, борец против детской проституции, а также один из пионеров журналистских расследований. Стид был пацифистом и борцом за мир, одобрявшим «Соединённые Штаты Европы».
Последний раз 62-летнего пассажира видели помогавшим усаживать в шлюпки женщин и детей. После этого Стид спокойно удалился в курительную комнату, сел в кресло и раскрыл книгу… Тело его так и не было найдено.
Маргарет Браун (1867 - 1932) - американская светская дама, филантроп и активист, жена владельца золотых приисков. Она возвращалась в Нью-Йорк в обществе Джона Астора и его жены…
Молли усаживала людей в спасательные шлюпки, сама же отказывалась садиться туда. Но в конце концов кто-то из офицеров силой столкнул её в шлюпку №6, сделавшую её знаменитой. В шлюпке было двое мужчин и 24 женщины. Сначала она поругалась со старшим лодки Робертом Хитченсом, требуя вернуться к месту крушения и подбирать тонущих. Когда женщины стали замерзать, она приказала им садиться за весла и грести, чтобы согреться. Кто-то утверждал потом что она руководила шлюпкой при помощи револьвера. Им удалось проплыть несколько миль на встречу «Карпатии». И там Маргарет занялась тем, что умела делать лучше всего: организацией. Она знала несколько языков и могла говорить с пассажирами из разных стран. Она искала для них одеяла и продукты, составляла списки выживших, собирала деньги для пострадавших. В историю она вошла как «Непотопляемая Молли Браун».
Люси Ноэль Марта Лесли, графиня Ротес (1878 - 1956) - супруга шотландца Нормана Лесли, 19-го графа Ротес. Она села на борт корабля в Саутгемптоне вместе со своими родителями, кузиной Глэдис Черри и горничной Робертой Майони. Её родители высадились в Шербуре, а она вместе с кузиной и горничной отправилась в Нью-Йорк…
Все они спаслись в шлюпке №8. Матрос Томас Уильям Джонс, командовавший этой шлюпкой, позднее сделал ей комплимент по поводу её способности великолепно грести вёслами. На «Карпатии» Джонс снял латунную табличку с номером 8 со шлюпки, и подарил графине в знак своего уважения к ней. Люси же каждое Рождество посылала Джонсу поздравительные открытки…
Томас Роуссэл Дэвид Байлес (1870 - 1912).
42-летний английский священник Томас Байлес плыл в каюте 2-го класса. Он направлялся в Нью-Йорк, чтобы принять участие в свадебной Мессе, не бракосочетании его брата Уильяма.
При эвакуации священник помогал женщинам и детям сесть в спасательные шлюпки, затем он принимал исповедь и давал разрешение от грехов многочисленным гибнущим пассажирам, с которыми вместе потом совершил молитву Розария.
Агнес Маккой, одна из оставшихся в живых пассажирок «Титаника», вспоминала, что когда гигантское судно погружалось в воду, Байлес находился на палубе вместе с католиками, протестантами и евреями, стоявшими на коленях вокруг него. Отец Байлес молился по четкам о спасении душ тех, которые готовились погибнуть… Тело его не было найдено…
В каюте 1 класса плыл на «Титанике» председатель гарантийной комиссии и главный строитель корабля Томас Эндрюс-младший (1873 - 1912). Эндрюс был конструктором «Олимпика» и «Титаника». Во время плавания он облазил весь корабль, исписывая десятки страниц заметками и замечаниями о состоянии корабля. Все они должны были помочь при строительстве третьего брата-близнеца «Британика»…
Во время эвакуации Томас помогал пассажирам усаживаться в шлюпки. Последний раз его видели в курительной комнате первого класса возле камина, где он смотрел на картину «Порт Плимут». Его тело после крушения так и не было найдено.
Совсем по другому сложилась судьба Джозефа Брюса Исмея (1862 - 1937) -председателя и директора-распорядителя пароходной компании «Уайт Стар Лайн». Исмей иногда, как директор сопровождал корабли в их первом рейсе, и «Титаник» был одним из них. На корабле он занимал каюты В52,53,54.
Во время эвакуации Исмей помог многим пассажирам лайнера сесть в шлюпки. Затем и сам сел в складную шлюпку С. Следственная комиссия оправдала действе Исмея, мотивировав личной необходимостью его, как директора объяснить обстоятельства катастрофы. После американская и британская прессой «растерзала» его за бегство с корабля, когда на нём ещё были женщины и дети. Исмей был заклеймлён как самый большой трус в истории. Если вернуться к истокам того, откуда это началось, мы наткнемся на Уильяма Рэндольфа Херста - крупного газетного американского магната, у которого была личная вражда с Исмеем, начавшаяся задолго до «Титаника». Исмей в итоге отошёл от дел покинув пост деректора-распорядителя «Уайт Стар Лайн».
Продолжение следует.