Тема Крымской войны на полотнах Айвазовского нашла широкое отражение. Это и не удивительно, художник фактически жил в зоне боевых действий.
«Синопский бой». 1853. Центральный военно-морской музей. Санкт-Петербург.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4136.jpg)
«Русская эскадра на Севастопольском рейде». 1846. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4137.jpg)
«Осада Севастополя». 1859. Национальная картинная галерея им. И.К.Айвазовского. Феодосия. Украина.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4138.jpg)
«Взятие Севастополя». 1855. Национальный музей Грузии. Тбилиси.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4139.jpg)
«Малахов курган (Место, где смертельно был ранен Корнилов)». 1893. Национальная картинная галерея им. И.К.Айвазовского. Феодосия. Украина.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4140.jpg)
Но боевые действия тогда шли не только в Крыму. Эскадры неприятеля осаждали, Петропавловск Камчатский, орудовали на Балтике. Пытались, чем черт не шутит напасть даже на Петербург. Но обломали зубы об Свеаборг и Кронштадт. Подходы к ним защищали минные заграждения конструкции академика Б.С. Якоби, которые были впервые применены в боевых действиях. Опасаясь мин, союзники не решились атаковать. Вместо этого англо-французский десант высадился на Аландских островах и блокировал цитадель Бомарзунд.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4141.jpg)
Аландский (Оландский) архипелаг издавна принадлежал Швеции, но по Фридрихсгамскому миру, подписанному 17 сентября 1809 года, архипелаг вместе с Финляндией вошел в состав Российской империи. Аланды стали самым западным форпостом России, максимально приближенным к шведской столице.
Барклай де Толли, в то время губернатор Финляндии, успел установить на островах три десятка артиллерийских батарей. Но в связи с Отечественной войной, работы пришлось приостановить, а в 1818 прославленный полководец умер.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4142.jpg)
Лишь в 1832 году, русские приступили к строительству мощной цитадели на восточном берегу острова Аланда. Она должна была прикрывать входы в Финский и Ботнический заливы, но к 1854 еще не была достроена.
Компьютерная реконструкция.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4143.jpg)
Союзники штурмовали крепость два раза - сначала была пробная атака в июне 1854 и затем полномасштабный десант и штурм в августе того же года. 30-тысячному отряду противостояли 2000 человек гарнизона и 112 орудий.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4144.jpg)
После недельной бомбардировки крепость была практически полностью разрушена и взята штурмом. Гарнизон пленён и отправлен в Англию. Был ли стратегический смысл для союзников брать Бомарзунд? Не было ни малейшего. Союзникам нужна была любая, хоть самая маленькая победа на Балтике, и они её получили более чем 10-кратным превосходством в силе.
Обстрел Бомарсунда с палубы английского корабля «Бульдог».
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4145.jpg)
Позднее крепость была окончательна взорвана, поскольку англичане хотели воспрепятствовать военной деятельности России на островах. Её решили… подарить шведам. Шведское правительство, поблагодарив союзников в самых изысканных выражениях, отказалось от подарка. В конце сентября 1854 года над руинами Бомарзунда снова был поднят русский флаг!
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4146.jpg)
Взорванные стены Бомарзунда легли в фундамент многих построек. Из красных кирпичей возводились дома на островах, их использовали в заложенной вскоре столице архипелага, городе Мариехамне. Православный Успенский собор в Хельсинки тоже выстроен частично из бомарзундского кирпича. В 1856 году Парижский мирный договор присвоил Аландским островам статус демилитаризованной зоны, который сохраняется и поныне.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4147.jpg)
В 1858 Айвазовский написал картину «Битва за Бомарзунд».
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4148.jpg)
Долгое время о судьбе картины не было известно ни чего. В 2011 она появилась на шведском аукционе. Как сообщает шведская газета The Local, полотно Айвазовского висело в гостиной обычного жителя Швеции. Он получил картину в наследство от умершей жены. Он отослал полотно с некоторыми другими вещами в небольшой стокгольмский аукционный дом с подписью «Продайте все, что сможете, а остальное передайте в Красный Крест». В аукционном доме специалистов по русскому искусству не было, и шедевр выставили на торги, предварительно оценив его в 8-10 тыс. крон (1270-1588 долларов). И тут вокруг него началась такая суматоха… После назначенной экспертизы и подтверждения авторства полотно продано 14 июня 2011 русскому коллекционеру (имя конечно не указывается) за 7,6 миллиона крон (1,2 миллионов долларов).
Аукционер дома Uppsala Auktionskammare Кнут Кнутсон (на фото) признался что ему ещё не доводилось за свою 30-летнюю карьеру находить такие шедевры. А хозяин картины до сих пор не может прийти в себя от случившегося…
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4149.jpg)
Жители Бомарзунда до сих пор сохранили доброе отношение ко всему русскому. В местном диалекте «прижилось» очень много русских слов: лавка, форточка, сарай, дурак... Руины крепости, развалины батарей стали музеем, и среди них установлен памятный знак доблести русских воинов.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4150.jpg)
А с полуразрушенных стен по-прежнему смотрят в море жерла русских пушек…
![](http://content.foto.mail.ru/mail/maleyev2004/_blogs/i-4151.jpg)