Хочу познакомить вас с творчеством русского художника-мариниста, акварелиста Беггрова Александра Карловича - одного из крупнейших мастеров морского пейзажа второй половины XIX - начала XIX века, но как и многие незаслуженно забытого.
Будущий художник родился в Петербурге в 1841 в семье акварелиста и литографа немецкого происхождения Карла Иоахима Беггрова, академика Императорской Академии художеств.
Унаследовав от отца художественные способности, Беггров тем не менее решил стать морским офицером. Образование получил в Инженерном и артиллерийском училище Морского министерства. Его первое знакомство с морем состоялось во время морского парада в 1859 году при открытии памятника императору Николаю I. Красивое зрелище парада, длинный ряд судов, расцвеченное флагами сверкающее водное пространство произвели сильное впечатление на восприимчивую душу будущего художника. Он запечатлел увиденное в красках. Рисунки были настолько хороши, что А.К. Беггров был послан Военным ведомством в кругосветное путешествие.
Произведенный в офицеры в 1863 году, он отправился в плавание на фрегате «Ослябя», а затем на фрегате «Александр Невский».
«Орудийный каземат фрегата «Ослябя», (ранее 1914) - Центральный военно-морской музей. Интересная акварель. Любил видно офицер на досуге и пописать и из пушки пострелять…
Возвращающийся на родину фрегат «Александр Невский» в 1868 году потерпел крушение у берегов Дании. Корабль затонул, но команда была спасена. Эта катастрофа, предоставила возможность Беггрову познакомиться с известным маринистом Боголюбовым. Последнему было поручено написать две картины, изображающие крушение «Александра Невского», но Боголюбов сам не был на месте катастрофы, и ему пришлось воспользоваться эскизами и рисунками, сделанными Беггровым. Завязавшееся на этой почве знакомство молодого мариниста с влиятельным художником помогло Беггрову поступить в Академию Художеств.
Последующие пять лет с 1868 по 1873 являлся учеником-вольнослушателем А.П. Боголюбова. Эти годы и определили его дальнейший путь как художника-мариниста. Решающее значение для начинающего художника имело его обширное знакомство с морем и работа с натуры.
«Набережная Невы», (1876) - Государственный Русский музей.
Будучи офицером винтового фрегата «Светлана» сопровождал Великого князя Алексея Александровича в кругосветном плавании в 1871-1872 годах.
«Винтовой фрегат «Светлана», (1878) - Центральный военно-морской музей.
В 1873 году А.П. Боголюбов переселяется во Францию. Для того, чтобы продолжать образование, Беггров выдерживает экзамен и попадает в пейзажный класс Академии Художеств к профессору М.К. Клодту. В 1874 году Беггров оставляет военную службу и уезжает в Париж. Там он некоторое время совершенствовался в школе известного французского художника Л.-Ж.-Ф. Бонна, но главным образом он работал у своего прежнего учителя А.П. Боголюбова. Во Франции Беггров знакомится с обществом русских художников, находящихся в заграничной командировке, в том числе с И. Е. Репиным, К. А. Савицким…
«Шевенинген. Починка рыбачьих судов», (1877) - Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева.
Смерть отца в 1875 году заставила А.К. Беггрова вернуться на родину. С этого времени он полностью предается любимому занятию - живописи. С 1874 года участвует в выставках Товарищества передвижных художественных выставок и в 1876 году становится полноправным членом Товарищества. В 1878 году Беггров назначается художником Морского министерства и остаётся в этой должности до конца жизни.
«Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей», (1879) - Государственный музей А. С. Пушкина.
Экспонент Всемирных выставок в Вене (1873) и Париже (1878, 1900) Показанная на VII передвижной выставке картина "Набережная Невы" (1876) положила начало циклу петербургских пейзажей художника, за картину «Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей» удостоен в 1878 году высшей награды на Всемирной выставке в Париже.
«Гонки яхт "Держава" и "Александрия" на Малом Кронштадтском рейде», (1880) - Центральный военно-морской музей.
Любовь к морскому делу снова потянула Беггрова в путешествие. В 1879 на винтовом фрегате «Светлана» он совершает плавание вокруг Европы из Кронштадта в Грецию. Естественно много рисует этот корабль.
«На палубе фрегата «Светлана», (1884) - Центральный военно-морской музей.
Затем почти два года он жил во Франции, работал здесь над местными пейзажами. В это время его творения с видами северной столицы России, портами многих европейских городов, с изображением моря и военных кораблей пользовались на выставках чрезвычайной популярностью и достойно украшали частные собрания.
«Гавр. Вход в порт во время прилива», (1876) - Государственный Русский музей.
В 1885 художник выступил одним из учредителей «Общества русских акварелистов».
«Вид на Неву от Зимнего дворца», (1881) - Государственный Русский музей.
«Встреча германского императора Вильгельма I на Большом Кронштадтском рейде 7 июля 1882 года», (1888) - Центральный военно-морской музей.
В 1892 году поселился в Гатчине, облюбовал болотистый пустырь, купил его и начал устраивать свое хозяйство. Завалил болото, удобрил почву и развел прекрасный ягодник: малину, крыжовник, смородину, клубнику. Мало того, выписал необыкновенные штамбовые розы, и жители Гатчины приходили любоваться цветами в саду Беггрова.
«Петербург со стороны Невы», (1899) - Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина.
В 1899 году Совет Академии Художеств присвоил ому звание академика, а в 1912 году Совет академии присваивает художнику звание почётного члена Императорской Академии художеств.
«Ночь на реке», (1891) - частное собрание.
«Петербургская Биржа», (1891) - Государственная Третьяковская галерея.
«Императорская яхта «Штандарт» (1858-1879)», (1892) - Центральный военно-морской музей.
«Корабли, построенные в 1883-1896 годах на Балтийском судостроительном и Механическом заводе в Санкт-Петербурге корабельным инженером Н.Е.Титовым», (1896) - Центральный военно-морской музей.
Случившаяся в 1903 году смерть жены художника сильно надломила его душевные силы. С 1906 года он безвыездно проживает в Гатчине. В последний раз он выставил свои работы в 1912 году. В этом же году он пожертвовал крупную сумму 63900 рублей в фонд Академии художеств для помощи бедным художникам, их вдовам и сиротам. Последние годы А.К. Беггров болел неизлечимой болезнью; частые приступы изнурительных страданий все больше и больше отнимали покой, надежду на выздоровлении. Последние месяцы он как будто подводил итог жизни: свои оставшиеся произведения частью продавал, частью раздавал своим знакомым, дарил художественные принадлежности, некоторые сжигал; постоянно говорил о смерти, не брался за кисть.
«Вид Санкт-Петербурга в сумерки», (1911) - частное собрание.
Вечером 14 апреля 1914 Александр Карлович лег спать и, выждав, когда в квартире все стихло, встал, положил на видное место записку о самоубийстве, покрыл кровать пледом, лег на нее и, закутав ноги одеялом, выстрелил в сердце. Вызванный врач мог только констатировать смерть.
Похоронен 17 апреля 1914 года в лютеранской части Гатчинского городского кладбища рядом с женой Люсией Беггровой. На похороны пришло много народу попрощаться с ним. На гроб покойного были возложены венки от Президента Академии Художеств великой княгини Марии Павловны, от общества передвижников, от друзей и знакомых. Там и сейчас можно видеть мраморный памятник. Скромная надпись на нем указывает, что здесь похоронен академик Александр Карлович Беггров, скончавшийся в 1914 году…