Посол США в России Майкл Макфол официально подтвердил то, что и так все знали - с момента прихода администрации Обамы Кремль пытался с ней банально торговаться, в том числе по вопросу Грузии.
Как говорил Майкл Макфол на встрече со студентами ГУ-ВШЭ, три года назад российские власти часто решали вопросы таким образом: "Хотите договориться по Ирану? Уступите по Грузии. Хотите договориться по ПРО в Европе? Уступите по Центральной Азии. Хотите договориться по Северной Корее? Мы можем договориться, если вы не будете поднимать тему демократии и прав человека". С точки зрения грузинской внутренней политики самое важное в этой новости - что уже после войны 2008-го года Москва не считала свои задачи в Грузии выполненными. И пыталась получить от Вашингтона добро на некие действия в Грузии. Читай - смену режима.
Излюбленный аргумент наших оппов и прочих бидзиноэкспертов - что в августе 2008 Россия получила все что хотела, сейчас от Грузии ей ничего не надо, а Саакашвили ее даже устраивает, ибо с ним можно не договариваться. Вот придет какой-нибудь Бидзина, тогда другое дело. Это примитивную разводку для лохов разоблачил именно Макфол своими неожиданными откровениями. Оказывается Кремлю от Грузии еще как надо, ради нее он даже готов пойти против Ирана.
Но это не самое главное. Тут вопрос стоит более глобально - чем США готовы поступитсья ради "перезагрузки" на постсовестком пространстве? В первую встречу Обамы с Путиным в 2009 году, в колоритной компании самовара, сапога и лакея в красной рубашке, Путин долго объяснял американскому президенту наличие неких особых интересов России в постсовке и необходимость их уважать. Что ответил конкретно Обама, неизвестно. Но последующее развитие событий наводит не некие соображения.
Пару лет назад у меня сформировалось чисто субъективное ощущение, что между Обамой и Путиным некая договоренность все же была достигнута. В частности, Вашингтон согласен, что Россия может делать в пост-совке все, что ее душе угодно, но НЕВОЕННЫМИ и НЕСИЛОВЫМИ методами. Против таковых Америка будет возражать и будет этому всяким образом мешать.
На эти мысли наводит в частности отстраненность США от смены власти в Украине, в результате чего эта страна резко поменяла внешнеполитический вектор. А также от событий в Кыргызстане, где у Вашингтона вполне конкретный и осязаемый интерес - база Манас. Понятно, что особых ресурсов влиять на ситуацию в этих странах у США не было. Но администрация даже не пыталась хоть как-то обозначить свою позицию или более активно включиться в процессы.
В пользу теории о негласном пакте говорит и поведение американцев в Грузии - "равноудаленность" американского посольства от действующих политических сил, и оказание абсолютно равных "знаков внимания" как действующей власти, взявшей курс на евроатлантическую интеграцию, так и новому лидеру оппозиции - олигарху Бидзине Иванишвили с плохо скрываемой пророссийской ориентацией.
Кроме того, ограничиваясь чисто риторической поддержкой Грузии в конфликте с Россией, США все же не публично, но резко вмешались, когда в Грузии произошли несколько терактов, следы которых явно вели к России (данные американских источников). Как-никак - нарушение пакта.
Наивно полагать, что американцы не понимают, кто такой Иванившвили и что за интересы он представляет. Все всё понимают, однако складывается впечатление, что действующей демократической администрации либо все равно, останется ли Грузия союзником США или вернется на российскую "орбиту", либо ее даже устраивает смена власти в Грузии, которая позволит отложить в долгий ящик вопрос российско-грузинского конфликта, и избавиться таким образом от ненужной головной боли, когда вокруг столько нерешенных глобальных вопросов.