О любви божественной и любви человеческой

May 08, 2013 21:46

…К Синклитикии душа моя охладела настолько, что скоро буду совершенно к ней безразличен, и причиной тому - ее душевное состояние. Я, возлюбленные, люблю вас не потому, что вы меня любите, но потому, что вы любите Господа нашего Иисуса Христа. Любовь к Господу, как общая наша с вами любовь, согревает мое сердце к вам. Когда же одна из вас отрывает свое сердце от Господа и отдает его мирской суете и своим душевным страстям, тогда моя к ней любовь иссякает. Потому что эта сестра, забравшая свое сердце у Господа, разорвала связывавший нас союз любви. А звеном, нас соединявшим, была наша общая любовь ко Христу. Так что моя холодность к ней была следствием ее удаления от Господа. Ее любовь ко мне, будучи человеческой, не согревает моего сердца, потому что чужда любви Христовой, и я не могу иметь в своем сердце две любви, одну божественную, а другую человеческую.Потому что никто не может служить двум господам, то есть любить их, потому что любовь есть услужение любимому, а служащий не свободен, чтобы служить еще и другому. Поскольку же союзом любви является Господь, владычествующий в сердцах наших, всякая сестра, имеющая в своем сердце Христа, любима и мною. И всякую сестру, изгнавшую Христа из своего сердца, чего да не случится ни с кем из вас, даже если она любит меня до обожания, я нисколько не люблю. Моя любовь к вам имеет своей мерой любовь ко Христу. Чем больше вы любите Господа, тем больше и я вас люблю; чем меньше Его любите, тем меньше и я люблю вас. Так что желающие моей любви об одном единственном должны заботиться - как возлюбить Господа, и любовь их к Нему привлекает к себе и мою любовь, ибо мы связаны друг с другом в Господе.
Обо мне пусть не проявляют никакой заботы, пусть даже и не думают по-человечески, что должны меня любить. Любовь ко мне - это не результат мысли и не причина моей к вам любви, но преизбыток любви ко Господу; очевидно, что она проистекает из нашего общего союза любви. Эта любовь чиста, любовь в духе, и такую любовь не может использовать лукавый, чтобы коварно мало-помалу превратить ее в любовь человеческую и обыкновенную. Такая любовь, если развивается только в одном лице, в другом человеке рождает ненависть. Когда же она развивается в обоих, рождает плотскую любовь. Поэтому в вашей любви к другим, будь они одного или разного с вами пола, особенно в отношении тех, кто может ответить на такое плотское влечение, мы должны ежедневно испытывать себя, проистекает ли наша любовь из союза любви Христовой, или она не исходит от этой полноты любви.
Бдящий в отношении своей любви и соблюдающий ее чистой, несмешанной с любовью человеческой, хранит себя и oт сетей лукавого, который старается внушить человеческую любовь к любимым людям и свести ее к плотскому влечению, прельщая склонных к человеческой любви людей в сновидениях. И в то время как возлюбленное лицо, связанное любовью с Господом, ненавидит лицо, любящее его человеческой любовью, лукавый представляет его уязвленным в сердце плотской любовью к нему. Так что будьте очень внимательны к вашей любви друг к другу, и даже ко мне, и к любому другому, чтобы не попасть в сети лукавого.
Из всего сказанного вы можете понять цель, ради которой я написал столь строгое письмо Синклитикии. Я хотел привести ее в чувство, потому что понял, что ее сердце охладело ко Господу, что в нем начала развиваться человеческая любовь, которая могла превратиться в плотское влечение, если бы я ее терпел или угождал бы ей. Лукавый начал прельщать ее в снах.
Этим письмом я хотел вывести ее из состояния прельщения, воздвигнуть ее внимание и вернуть к любви Христовой. Ты, мать Игумения Ксения, не давай моего письма Синклитикии, но эту часть письма о любви, если сочтешь нужным, прочти всем сестрам. Скажи Синклитикии, что я получил ее письмо, и что оно подвигло меня к написанию этого моего письма. И скажи, что моя душа охладевает к ней, когда слышу, что она желает быть в миру, и чувствую, что ее сердце отдалилось от Христа, и вижу гордость, и превозношение, и отсутствие смирения, и растущую ненависть к сестрам, и тому подобное. Если она хочет, чтобы я ее любил как невесту Христову, пусть озаботится возлюбить прежде Господа как своего Жениха. Поскольку ее малое имение дает ей повод полагать, что она может жить в миру со своими родителями, чтобы исчезла для нее всякая надежда возвращения в семью, пусть напишет им, чтобы они продали ее часть и деньги выслали в обитель, чтобы я построил ей на них келью. Тогда успокоится ее дух и сердце, и она избавится от подбирающегося к ней искушения, которое толкает ее уйти в мир.
Нектарий Пентапольский
Previous post Next post
Up