По какому-то нелепому недоразумению велосипед в нашей стране недооценивается населением. В государстве с завидным уровнем бедности велосипед не стал популярным транспортом. Именно автомобиль для нас - обожествляемое существо, и именно вокруг автомобиля выстраивается современная городская инфраструктура. Это стало настолько неоспоримо, что сами автомобилисты начинают возмущаться, когда парковка становится платной, дороги сужают, делают выделенные полосы для автобусов и т.д.
Чтобы москвичи не стали героями повести Роберта Янга "Механический фиговый листок", это безобразие когда-то надо было прекращать, развивая и увеличивая пешеходные пространства и, что важно, велосипедную инфраструктуру. Лишь сравнительно недавно город начал предпринимать определенные шаги навстречу велосипедисту. Однако шаги эти очень коротенькие и неуверенные. И мы это прямо сейчас пронаблюдаем на примере недавно проложенной велодорожки в Зюзино.
Инициативные люди из
Штаба Зюзино при поддержке
веломастерской Becycle 29 марта отправились на непринужденную велопрогулку по Балаклавскому проспекту - туда, где согласно правительственным отчетам настал рай для велосипедиста.
Мы не будем заостряться на строгом соответствии дорожки нормативным актам - различым гостам или Правилам дорожного движения. Во-первых, постановление Правительства от 22 марта 2014 года № 221 лишь не давно внесло изменения в ПДД в том числе в части велосипедных дорожек. Во-вторых, это не столь интересно.
Давайте лучше представим себя велосипедистом, едущим по Балаклавскому проспекту...
01. Виртуальная велодорожка, как мы знаем, берет начало с Рублевки. Истоки настоящей велодорожки мы открыли возле кругового перекрестка Севастопольского и Балаклавского проспектов. Никаких указателей мы, однако, не обнаружили. Зато восхитились изяществом малой архитектурной формы, которые "со вкусом" разместили коммунальщики неподалеку (на фото справа).
02. Разметку велодорожки логично было бы начать метров на 20 раньше - там, где прокопали подземный переход. Особенно, если учесть, что дорожка далее должна проходить по улице Обручева, т.е. "нырять" под Севастопольский.
03. Большая часть переходов на Балаклавском и Севастопольском удобна для велосипедистов, хотя строительство переходов, по моему мнению, не было необходимостью: автомобильные пробки не исчезли, а лишь сдвинулись ближе к м.Калужская. А для пешехода и велосипедиста такой переход - лишнее и нежелательное препятствие.
04. Но это тема отдельная! А мы начинаем движение по велодорожке по направлению к м. Чертановская. И вроде все хорошо и красиво начинается, но вот первые затруднения, с которыми сталкивается обычный велосипедист и пешеход: с какой стороны ехать? Где можно идти пешеходу? Какую функцию выполняет дублер слева??
05. Вид в другую сторону порождает те же самые вопросы. Разметка вовсе отсутствует.
06. Ну да ладно! Выбрав наугад одну из трех (!) дорожек, едем навстречу безразличным пешеходам, а левым глазом продолжаем коситься на загадочный дублер слева...
07. Через 150 метров приходится затормозить: никто не обещал, что поездка велосипедиста будет плавной! Сойдет и так.
Поскольку попутно мы еще и наслаждаемся качеством тротуаров в целом, то обратите заодно внимание на то, как уложена тактильная плитка. Это ноу-хау рабочих: слабовидящий должен не ступить на тактильную плитку, а споткнуться об нее, чтобы почувствовать всю опасность приближающейся дороги!
08. Нас же, велосипедистов, "оберегает" вот такой заградительный ров.
09. Едем дальше, и внос нас терзают смутные сомнения: кто из нас прав на дороге?.. Знаков никаких нет.
10. Обернемся назад: может, мы что-то пропустили? Но нет, никаких знаков, а лишь та же загадочная двойная сплошная и пешеходы, для которых ничего не поменялось вокруг.
11. Первые, кто почувствовал плюсы от фантомной велодорожки, - автовладельцы! Эту фотографию можно смело включать в экзаменационные билеты для будущих автомобилистов: "Сосчитайте, сколько нарушений допустил автовладелец". Парковка на тротуаре, занятие велодорожки, нечитаемые номера...
12. ...а еще и нанесение ненормативной лексики на борт авто!
13.
14. На пути встречаются вот такие "воронки". Невольно встает вопрос: эта яма была запланирована?.. И подрядчик сдавал, а чиновник принимал работы по "обустройству ямы"?
15. О такой роскоши, как плавные съезды/заезды мы уже и не мечтаем: нам бы не сбиться с пути... Ой, а где дальше разметочка?!
16. Фух... появилась.
17. И тут же - очередной разрыв во времени и пространстве.
18. Уважаемые велосипедисты, держитесь крепче за руль, наша велодорожка входит в зону турбулентности.
19. Запомните это место. Здесь велодорожка обрывается также неожиданно, как и начинается. И никаких знаков.
И вот вам еще маленький лайфхак: не знаешь с какой стороны велодорожка? Посмотри на тактильную плитку! Для настоящего городского велосипедиста дорога по городу должна состоять из ребусов!
20. Тем временем, на другом конце велодорожки - там, откуда мы начинали путь, - видимо, все же готовится следующая очередь.
Улица Обручева.
21. Остается надеяться, что велодорожку здесь все-таки проложат по дублеру, а не по тротуару.
Итак, мы проехали чуть менее двух километров по недавно сооруженной велодорожке. Дотянуть ее хотя бы до Симферопольского бульвара у подрядчика не хватило то ли денег, то ли добросовестности. Очень интересно в этой связи узнать: завершены ли вообще работы по оборудованию велодорожки? Особенно, учитывая, что в таком состоянии велодорожка уже на протяжении нескольких месяцев.
Нам бы очень хотелось, чтобы после прогулки по Балаклавскому у велосипедистов оставались только радостные впечатления от велосипедной инфраструктуры. Но, к сожалению, в настоящее время это невозможно, пока не будут даны ответы на следующие вопросы:
1. Когда у дорожки появятся четкие границы, чтобы ее можно было использовать реально для повседневных целей? Например, сгонять из Чертаново в ТЦ Калужский, проведать бабушку на Обручева или починиться в мастерской Becycle на Балаклавском.
2. Будут ли устраняться грубые препятствия на пути, которые возникли ТОЛЬКО по причине небрежности рабочих?
3. Что творится с указателями? Зачем втыкать эти палки со знаками, когда ПРОЩЕ и ПОНЯТНЕЕ нанести указатели на асфальте?
4. Почему велодорожки проходят по тротуарам там, где явно специально для них проложены дублеры?
И эти вопросы от лица всей велообщественности Штаб Зюзино с
муниципальным депутатом Константином Янкаускасом во главе обязательно задаст компетентным органам власти.
Конечно, нас можно обвинить в излишней придирчивости и передергивании. Дескать, "раскритиковать каждый сможет, а ты попробуй-ка сам сделай!" или: "Такая дорожка - это лучше, чем ничего. Вы просто зажрались".
Так рассуждают те, кто никогда не пользуется велосипедом и никогда не видел, как обустроены велодорожки в Европе. Причем, я не говорю о каких-то изысках вроде мощения плиткой или освещении велодорожек. Нам хочется просто, чтобы велодорожки были сделаны с уважением к их пользователям. Но когда я вижу пляшущие знаки "велодорожка", пустующие дублеры, которые явно созданы под велодорожки, ямы, рвы и т.д. - вот тогда я понимаю, что создано все это для очередного казенного отчета: "за текущий год проложено ...-цать километров велодорожек".
Возможно, те грубые недостатки, которые мы обнаружили, городская власть охотно устранит. А вот произойдет ли это на самом деле, мы вам обязательно расскажем в ближайшем будущем!
Если вам интересна наша деятельность, вы неравнодушны к тому, что происходит в Зюзино и прилежащих районах, и вы верите в успех частной инициативы, присоединяйтесь к нашему сообществу! Будем вместе делать наш город лучше.
Катайтесь на велосипедах!