Русско-американская пароходная линия Российской империи

Apr 23, 2024 22:30



Русско-американская линия - так называлось регулярное трансокеанское пассажирское сообщение между Российской империей и США, осуществлялось Русским Восточно-Азиатским обществом - дочерней компанией датской пароходной компании.
Регулярные грузовые перевозки между Россией и США начались в 1900 году, а в 1906 году РВАО открыло первый регулярный пассажирский маршрут, связавший две страны - маршрут Либава (нынешняя Лиепая) - Нью-Йорк. Причиной, побудившей российские власти и РВАО к созданию регулярного пассажирского сообщения стало резкое увеличение эмиграции из Российской империи в Северную Америку: до сих пор эмигранты могли попасть в Америку только через иностранные порты и на иностранных пароходах, тем самым принося немалый доход европейским пароходным компаниям.
Билет до Нью-Йорка в первом классе стоил 170 рублей, во втором - 135, в эмигрантском - 85; для сравнения, на «Титанике» плавание стандартным первым классом от Англии до США стоило 230 рублей (23 ф.ст.), третьим классом - 75 рублей (7,5 ф.ст.). Продолжительность рейса - 10-15 дней.


Линию Либава-Нью-Йорк 14 сентября 1906 года открыл пароход «Корея» 1899 года постройки (водоизмещение 6 163 брт), у материнской датской компании судно ранее было задействовано для торговли с Дальним Востоком. «Корея» перевозила пассажиров в США до начала 1909 года, после снятия с пассажирской линии она еще не раз ходила в Штаты как чисто грузовой пароход и в этой линии встретила свой конец. 1 марта 1910 г., идя с грузом руды из Нарвика в Филадельфию, первенец линии из-за аварийного смещения груза в штормовых условиях был срочно оставлен экипажем и через некоторое время затонул.



Пароход Россия

Русско-американская линия

В 1900 году Русское Восточно-Азиатское общество открыло регулярное пассажирское сообщение на трансатлантической «Русско-американской линии» (англ. «Russian-America Line»). Линию обслуживали пароходы: «Эстония» (1889), «Митава» (до 1908 года - «Бирма») (1894), «Двинск» (1897), «Россия» (1908), «Курск» (1910), «Царь» (1912) и «Царица»(1917).
Русско-американская линия обслуживала маршруты:

1906-1915 Либава - Роттердам - Нью-Йорк (иногда с заходом в Копенгаген и Галифакс)

1912-1914 Либава - Роттердам - Галифакс - Нью-Йорк (иногда с заходом в Копенгаген)

1914-1917 Архангельск (лето) / Мурманск (зима) - Хаммерфест - Нью-Йорк

На линии Либава-Нью-Йорк, конкурентом Русско-американской линии был Добровольный флот, который открыл пассажирскую линию по тому же маршруту в том же 1906 году.

В 1915-1916 годах Верховный суд США рассматривал дела № 289 и № 332, в которых Русско-американские линии выступили истцом и ответчиком. В этих исках рассматривался вопрос о нарушениях антимонопольного законодательства США группой судоходных компаний.

Руссазиатик

На Дальнем Востоке Русское Восточно-Азиатское общество было больше известно как «Русское Восточно-Азиатского пароходство» или «Р.В.А.П.О.». Оно выполняло грузовые и пассажирские рейсы для КВЖД, занималось перевозкой почтовой корреспонденции в Китай и владело регулярной пассажирской линией «Руссазиатик». Линия обслуживала маршруты:

Владивосток-Цуруга (длительность рейса была 39 часов)

Владивосток-Нагасаки-Шанхай (длительность рейса Владивосток-Нагасаки была 51 час)

Расписание было согласовано с расписанием поездов Транссибирской магистрали, так например в 1907 году пароход из Шанхая приходил во Владивосток в четверг утром, т.к. поезд отправлялся в тот же день вечером. Визовый режим для въезда в Японию не был обременительным для всех категорий жителей Российской империи.

Суда «Русского Восточно-Азиатского пароходства» оперировавшие на Дальнем Востоке: «Монголия» (1901), «Соперник» (1891), «Азия» (1890), «Китай» (1898), «Корея» (1899), «Петроний» (1898), «Маньчжурия» (1900).






Пароход Царь



Госпитальное судно «Царица» отправляется на Дальний Восток России. Одесса 1900 год

Судьба флота Русского Восточно-Азиатского общества печальна и показательна.

После революции в России Восточно-Азиатская компания продала часть флота Русско-американской линии, а пассажирские пароходы передала вновь образованной «Балтийско-американской линии» (англ. «Baltic American Line») под управлением английской фирмы «Cunard Line». Сменив судовладельца и порт приписки в 1921 году пароходы получили новые имена: «Эстония» (экс-«Царь»), «Польша» (экс-«Курск»), «Литва» (экс-«Царица»), «Латвия» (экс-«Россия»). линии» (англ. «Gdynia America Line»). Новый владелец в свою очередь дал пароходам новые имена: «Пулатский» (экс-«Царь»), «Костюшко» (экс-«Царица»).
Пароход «Польша» (1910) (экс-«Курск») сохранил имя при смене владельца. С 1933 года плавал в Средиземном море, в 1939 году разобран на металолом.

Пароход «Латвия» (1908) (экс-«Россия») был продан в Японию и там получил имя «Фусо Мару» (англ. «Fuso Maru(2)»). В 1938 году судно переименовано еще раз в «Хусо Мару» (англ. «Huso Maru»). В 1944 году пароход был торпедирован «USS Steelhead» и затонул в проливе Лусон.

Пароход «Бирма» (1894) (первым владельцем судно было названо «Замок Арундель(3)») был куплен Восточно-Азиатской компанией в 1905 году, а в декабре 1907 года передан Русскому Восточно-Азиатскому обществу и получил имя «Митава». В 1914-1918 годах судно плавало в Юго-Восточной Азии, а в 1921 году было продано польской компании. Получив имя «Юзеф Пилсудский» пароход обслуживал пассажирскую линию Данциг-Нью-Йорк, затем был продан за долги и уже под именем «Вилбо» (англ. Wilbo) был разобран на металолом в Италии в 1924 году.

Пароход «Двинск» (1897) перешел под управление английской фирмы «Cunard Line», он был потоплен 18 июня 1918 года немецкой подводной лодкой «SM U-151».

Пароход «Маньчжурия» (1900) был перехвачен 3-м боевым отрядом японского флота 27 января 1904 года при доставке из Шанхая в Порт-Артур и Владивосток боеприпасов, воздухоплавательных средств и 800 тысяч банок мясных консервов. Авизо «Тацута» отконвоировал пароход в тыл в Японию, где он получил имя «Канто Мару» (англ. «Kanto Maru») и был оборудован устройствами для постановки мин. 12 декабря 1924 года сел на мель и затонул в 30 милях от города Йокосука.

Пароход «Эстония» (1889) (первым владельцем - «Bibby Line» - судно было названо «Йоркшир») был куплен Восточно-Азиатской компанией в 1905 году и назван «Индия». В 1907 году пароход был передан Русскому Восточно-Азиатскому обществу и под именем «Эстония» стал совершать трансатлантические рейсы на линии Либава - Нью-Йорк. Затем в марте 1912 года судно было переведено на дальний восток. 6 января 1913 года в районе Порт-Судан на Красном море на судне начался пожар. Погасить его не удалось и было принято решение покинуть судно. К 23 января пожар сам собой погас, но судно уже было потеряно и его затопили используя взрывчатку.


Пароход Манчжурия. 1904 год



​​​​​​​Пароход "Царица"

https://blog-10101.livejournal.com/142430.html

корабли, Российская империя, Россия, история, США, общество

Previous post Next post
Up