Среди документов Центрального архива Министерства обороны находится уникальный массив документов. Это письма и весточки советских военнопленных домой, своим родным. Эти письма различными путями были переданы в Советский Союз по линии международного комитета Красного Креста и … не оправлены адресатам.
На протяжении всей Второй Мировой войны несчастные заключенные концлагерей хоть как-то надеялись сообщить родным о своей судьбе, отправляя короткие открытки и письма через Красный Крест.
Советское правительство просто по-хамски наплевало на своих бывших солдат и родственников сотен тысяч советских военнопленных, попавших во вражеский плен.
"Гуманное" Советское правильство решило скрыть эти искры надежды от своих советских граждан, возможность узнать, что случилось с их пропавшими на войне отцами и братьями.
Из Письма исполнительного комитета Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца Советского Союза от 5 сентября 1946 года на имя начальника управления по учету потерь Красной Армии генерал-майора Шавельского:
"Ввиду того что Исполкому СОКК и КР СССР было предложено эти письма родственникам не пересылать, прошу их использовать ... только для учета".
Вот так! Только для учета! Сотни и тысячи писем не дошли до адресатов, сотни и тысячи семей не узнали о судьбе своих родных.
Попавшие в плен советские люди передавали весточки домой из Италии, Румынии, Финляндии, из других стран Европы и Северной Африки, но только не из Германии. Это говорит о многом.
Гитлеровская Германия жестокое обращение советскими военнопленными формально оправдывала тем, что Советский Союз не подписал Женевскую Конвенцию об обращении с военнопленными от 1929 года. А одним из пунктов Конвенции являлось обеспечение права военнопленных на получение и отправление писем и другой корреспонденции.
Союзники Германии, в отличие от нее, на этот вопрос, видимо, смотрели «помягче».
Письма из иностранных лагерей в СССР всё шли и шли от пленных советских солдат через Красный Крест, и другие организации. Их родственники в Союзе и во время войны и десятилетиями после её окончания тщетно надеялись получить хоть какую-то весть о своих пропавших родных. В ответ - постоянные сообщения: "Пропал без вести". А подавшие о себе весточку еще в годы войны советские солдаты и их письма и так и остались брошенными в архивах и никому ненужными на все послевоенные десятилетия.
За время Второй Мировой войны только Румыния через Международный Красный Крест передала в СССР списки советских военнопленных на 72.000 человек, а также открытки военнопленных своим семьям. По решению руководства СССР, ни одна из этих открыток не была передана адресатам.
Кроме писем военнопленных, также были запрятаны в архивы на долгие годы сообщения на Родину от так называемых «перемещенных лиц». Красный Крест действовал по всему миру, и советские граждане, не по своей воле оказавшиеся в различных его уголках, пытались связаться с Родиной, дать знать о себе. Но дальше советских архивов их письма не попали.
«.. Я здоров. Я попал в плен к итальянцам и чувствую себя хорошо. Вскоре меня переведут в лагерь для пленных, откуда я сообщу мой новый адрес. Только тогда я смогу получать ваши письма и отвечать на них. Сердечный привет» … и подпись.
Это письмо в село Бычек Ефимии Гавриловне Шерстюковой написал Андрей Шерстюков, рядовой 733-го полка 136-й стрелковой дивизии. Кем он приходился Ефимии Гавриловне - сыном или мужем - неизвестно. В Книге Памяти Петропавловского района Воронежской области Андрей Шерстюков не числится, может быть, ему повезло вернуться домой к своей семье.
Может быть, дождалась семья и Ишутина Василия Михайловича из Козловского района Воронежской области. Василий в феврале 1945 года направлял отцу это коротенькое письмо:
«Я жив, здоров. Был ранен, попал в плен. Бежал во Францию. Сейчас свободен. Ожидаю возможности возвращения на Родину. Целую всех крепко. Скоро увидимся».
В село Пасека Богучарского района (так указано в письме) летом 1944 года направлял весточку, что «жив, здоров», Плохов Георгий Иванович, родившийся в 1914 году.
В комментарии к публикации о недоставленных адресатам в СССР письмах по линии Красного Креста
Письма из плена - Богучарский отряд Память автором упоминается даже такой интересный, и по человечески трогательный случай:
"Есть даже письмо в СССР итальянца, попавшего в плен к союзникам на Сицилии. Итальянец пишет письмо своей русской возлюбленной, с которой познакомился во время похода 8-й итальянской армии в СССР. Много там личного, потому само письмо и фамилию женщины и ее адрес я не просто не имею права сообщить…"
Письмо советского партизана во Франции:
...я попал в плен в 1942... связался с французскими патриотами... и сейчас нахожусь в руках с оружием... нас здесь много... так что... немецким гадам пришел конец... мы их в плен не берем, а уничтожаем как мух...
https://harmfulgrumpy.livejournal.com/469198.htmlhttps://harmfulgrumpy.livejournal.com/511054.htmlПисьма из плена - Богучарский отряд Память