Адриан Форти. «Объекты желания»

Jun 15, 2011 00:56


Сейчас снова вернулся к чтению книги Форти, первые главы про керамику и набивные ткани действительно скучноваты, об этом у себя пишет valiullin.
А я выложу отдельные цитаты из книги, которые особенно понравились. Пока из главы про дом, потом что-нибудь ещё.

Глава 5

Дом
Желание бизнесменов разделить работу и дом объяснялось, по их собственному признанию, тем, что они работают в очень жестокой и коварной среде. Им необходима была возможность давать волю добрым чувствам и открытым эмоциям, которые они подавляли в себе, будучи на работе. Дом, таким образом, являлся для них обителью тех добродетелей, которые отсутствовали или отрицались во внешнем мире. Для представителей среднего класса XIX века дом олицетворят открытые чувства, искреность, честность, правду и любовь. В их сознании происходило полное размежевание добра и зла: злу было место только на работе, а добру - дома. Дом становился нереальным местом, вместилищем иллюзий. В условиях такого исключения «плохих» чувств дома принято было предаваться праздностии безделью, что, по мнению Зигмунда Фрейда и Йозефа Брюера, часто служило предпосылкой для истерии, наиболее частого нервного расстройства у представительниц среднего класса XIX века.
[…]
Рода и гнес Гаррет писали о выборе мебели для гостиных: «Благодаря в общем-то похвальному желанию исключить всякие мысли о работе гостиные часто обставляются в безвкусном и театральном стиле».
[…]
Люди Викторианской эпохи часто соотносили дом с раем, например, в середине XIX века считалось, что жена должна «стараться сделать дом светлым, безмятежным и тихим райским уголком на грешной земле». Аналогия с раем весьма показательно с точки зрения добродетели и отсутствия всякого труда, но совершенно бесплодна в отношении дизайна. Непонятно ведь, как был декорирован рай...

[…] в качестве образцов использовали примеры из прошлого, а не из настоящего - современность оставляла мало простора для иллюзий, в то время как к копированию обстановки прошлого можно было подойти с фантазией и размахом.

Что-нибудь изменилось? (-:


Идеальный дом: от красоты к эффективности
[…] статья журнала «Фэмили френд», 1853
«Как мало нужно для истинного счастья человека! Продуманный брак, скреплённый чистой и искренней любовью и заключённый, когда супруги уже твёрдо стоят на ногах и скопили небольшой капитал... Удобно обставленное жилище - чистое, светлое и красивое... Небольшая библиотека хороших книг в шкафу, цветущие растения на подоконниках, несколько со вкусом подобранных гравюр на стенах. Эти условия, доступные каждому, кто только пожелает, -  источники чистого счастья. Однако они потеряны для многих из тех, кто направил свою энергию не в то русло и странствует за границей в поисках выгоды или удовольствий, хотя всё это с избытком можно получить дома».
С помощью такой пропаганды буржуазия XIX века пыталась придать беспрецедентную важность семейной жизни. Это стремление отчасти объясняется отходом от прежних моделей поведения XVIII века, когда незнакомые люди могли свободно завязать беседу в кофейне, театре или парке. В XIX веке дом становился единственным местом, где можно открыто демонстрировать собственные эмоции и вести себя свободно.

В настоящее время, конечно, незнакомые люди беседы не заводят в парке, но зато эмоции на площадях и в скверах городов не скрывают, особенно под воздействием алкоголя.
Но дом это крепость, она должна быть у каждой  уважающей себя семьи, а странствия за границей это глупости, ага. Заработай любой ценой, поставь двойную дверь, пластиковый стеклопакет, чтобы не было слышно тех, кто пытается завязать беседу в парке по соседству и смотри телевизор - умей наслаждаться источниками настоящего счастья.

[…] Комната выглядит незагромождённой и просторной, что достигается за счёт меньшего количества мебели, скромного декора, а также белого потолка и деревянных стенных панелей. Орнамент присутствует только на обоях и чехлах кресел, и, хотя он достаточно яркий, белый фон гармонизирует интерьер гостиной. [...] Все материалы показаны «честно», всякая имитация полностью исключена, […] Полковник Эдис так писал об опасностях «подложного» дизайна:
«Если вы вкладываете ложь в облик ваших вещей, вряд ли можно удивляться мелкому вранью во всём остальном... Всё, что привносит в нашу жизнь тень нереальности, пагубно отражается на молодом поколении семьи, они не видят ничего дурного в подлоге и обмане, который находится перед их глазами постоянно».

Никакой лжи, да здравствуют свои чистые мысли, никакой мимимикрии и копирования «соседей». Икея - ты заботишься о нас.
К этому же абзац ниже.

Свобода и ограничения в домашней остановке
[…] Несмотря на кажущуюся свободу выбора, люди тратят деньги на то, на что экономика даёт их потратить, и не более. Стандарты и нормы, которые люди поддерживают дома, являются в определённой степени следствием тех обязательств и убеждений, под грузом которых они находятся. Они своего рода актёры, играющие роли, определённые экономикой. Этот феномен не нов. Вот как описывалось в статье, опубликованной в «Корнхилл мэгазин» 1864 года, поведение воображаемой супружеской пары, которая обставляет дом:
«Интерьер дома - это место, где его или её вкус могут найти самое широкое применение. В том, что у них есть вкус, оба они нисколько не сомневаются. Согласимся с этим, пусть так. А теперь посмотрим, как они применяют свой вкус. На мебельном складе они в цепких руках мебельщика; в магазине посуды угодливый продавец легко уговорит их купить что угодно; они так же послушно купят то, что им продаст торговец коврами...»

Маркетологи рулили всегда (-: Только раньше нужно было ещё прийти в магазин, чтобы попасться в их цепкие руки.

На всякий случай: Москва, издательство Студии Артемия Лебедева, 2011. ISBN 978­-5­-98062­-028­-8
Про книгу на сайте Студии.

дизайн, книги

Previous post Next post
Up