Навеяно потопами и проблемами с электричеством.
Когда при мне ругают жуткую зимнюю погоду, я помалкиваю или говорю "бывает хуже".
5 месяцев в Стране. В первый день Хануки 1991 года я оставила 6-летнего младшего сына одного в караване в Шило, попросив соседей присматривать, и уехала со старшим ходить по конторам в Иерусалиме. С полдня все закрылось, и мы доехали приснопамятным 25 автобусом до тремпиады на Гиват Царфатит. Нелишне напомнить, что окружной дороги тогда не было, и все ездили по шхемской трассе через Рамаллу.
Дождь начался, довольно сильный, в машине до Шило нам места не хватило, поехали другой, до Бейт-Эля. Когда вылезли на трассе на тамошней тремпиаде, с неба стеной лилась вода.
Машин не было, голодный 6-летний ребенок сидел один в фанерной хатке, звонить было некому и некак. Стоя на тремпиаде у Бейт-Эля, мы не знали, что в Рамалле все размыло и шхемская трасса закрыта. Однако недаром лестница приснилась праотцу Иакову именно здесь: на наше счастье сосед ехал из Бейт-Эля домой и забрал нас с тремпиады. Думаю, что на ближайшие 5-7 дней вперед это был последний проехавший по Дерех Шхем автомобиль. Все еще только начиналось...
На высоте +700 метров над уровнем моря и начавшемся резком похолодании дождь в течение суток превратился в снег, который продолжал идти несколько дней. Высота его покрова в Шило довольно точно передается анекдотом про то как писать некую матерную идиому, слитно или раздельно.
В ишуве был свой генератор, но провода просто порвались под тяжестью налипшей массы, свет погас, обогрев закончился. Все оказались запертыми в своих домах, ибо ходить по сугробам не получалось. У многих были камины, но в нашей сарайке, конечно, ничего такого не имелось, а на улице стало -6С. (Больше ни разу в Израиле, даже на Хермоне, я не попадала в такой холод). Страшнее всего было ходить в туалет и умываться.
Еды в доме почти не было, а сварить суп у меня не получилось. Я никогда в жизни такого не видела: воду на газе не получалось нагреть, а чай исходил паром и превращался в холодное пойло. В результате мы несколько дней ели хлеб с шоколадной намазкой, лежа одетыми под всем, чем можно было укрыться. Младший сын еще несколько лет с восторгом вспоминал то наше меню: ни супа, ни котлет, ну просто именины сердца!
С тех пор у меня почти четверть века не проходит бзик - в доме должен быть запас консервов! В 2006-ом это, кстати, пригодилось, когда в начале войны несколько дней не работали магазины.
Телефон работал и я звонила родителям и друзьям. Мама мне сказала, что впервые в истории страны главный раввин молится не о ниспослании дождя, а о его прекращении. И знаете, это сработало! Снегопад ослабел, а потом и вовсе кончился. Но нам это не помогло, дверь примерзла намертво и нам пришлось просидеть еще полдня взаперти, пока до нас по сугробам добрались соседи с ломами и освободили семейство.
Вот я и говорю с тех пор "это еще не холод, это еще не потоп, бывает и хуже!".
Картинка просто для иллюстрации, снято в Шило году в 99.