Давно хотелось пройтись по Кавказу зимой, желательно повыше, чтобы по полной. При всем многообразии выбора решение пало на Казбек. Казбек это самый восточный пятитысячник Главного Кавказского Хребта и Кавказа в целом, расположен на границе России и Грузии. Доступ возможен как с Грузинской так и с Северосетинской стороны. Цель экспедиции зайти на вершину в зимний период со стороны Грузии.
Так случается что в последнее время я хожу восновном с украинскими рябятами. В этот раз комманда состояла из шести украинцев (Киев, Ивано-Франковск, Днепропетровск) и одного эстонца, т.е. меня. Без девочек. Четверо, включая меня, любители; двое альпинисты третьего и второго разядов соответственно, руководитель группы кандидат в мастера спорта по альпинизму.
Началось не очень удачно, с восьми часового опоздания украинской комманды при перелете из Киева в Тбилиси. Потом поздний переезд в Гадури - центр Кавказского горнолыжного/сноубордистского туризма. Кстсти, советую обратить внимание, длинные трассы, разнообразные склоны.
Гадаури расположен на высте приблизительно 1800м. Тут мы планировали передохнуть от перелетов, сбросить лишние вещи и провести аклиматизационнные выходы на соседние склоны, в общем сутки или чуть более. Далее переезд к селу Казбеги ч/з Крестовый перевал, на ту сторону Главного Кавказского Хребта, т.е. на северный Кавказ.
Но погода в горах непредсказуема и капризна, накануне нашего приезда выпало очень много снега, после чего перевал накрыло лавинами. В общем, мы застряли в Гадаури заметно дольше запланированного и график начал съезжать ещё до выхода на маршрут.
Наконец удалось уехать из Гадаури. Едем по знаменитой военно-грузинской дороге соединяющей североосетинский Владикавказ с Тбилиси. Крестовый перевал зимой очень впечатляет. Сам расположен на высоте около 2400, перевал окружен величественными горами, ослепительная белизна которых зимой особенно завораживает. Дорога до Казбеки буквально пробурена сквозь толщу снега, уровень которого местами замтно выше микроавтобуса.
В селе Казбеги начинается пешая часть маршрута, старт с высоты приблизительно с 1700м. Буквально с первых шагов начинаем понимать во что ввязались. Глубокий снег, в тени подмерзший, на солнце подтаявший. Практически каждый шаг сопровождается провалом в снег, иногда по колено, временами по грудь. С учетом семи-восьми килограмм одежды и двадцатипяти за спиной, вылезать из снега очень тяжело; некоторые участки приходится преодолевать буквально на коленях - чтобы увеличить свою площадь и не проваливатся в особенно глубокий снег.
Идем медленно, заметно медленнее запланированного графика. К исходу дня поднимается сильный (как мы думали тогда) ветер, очень холодно. Ещё некоторое время мы боремся с непогодой, но в итоге решаем встать на склоне. Окапываемся. В снегу роется три максимально глубокие площадки под палатки, потом поверхность по возможности выравнивается и ставятся палатки. Установка лагеря берет часа полтора-два.
Зимний быт это отдельная история, для его оптимальной организации мы разбились на две группы: три и четыре человека соответственно. Я был в четверке это значит что мы всместе столуемся. Три палатки, тройка и две двойки. Он (быт) и продолжительность светового дня диктуют режим дня на маршруте. Объясняю. Например цикл приготовления пищи занимет около трех часов. Мы сильно выбивались из графика и в силу этого не могли себе позволить 'бытовать' в светлое время суток - оно требуется для движения вперед. Поэтому наш ежедневный режим выглядел приблизительно так: подъем в 5:00 - 5:30 утра, к 8ми заканчиваем завтрак начинаем собирать лагерь, с рассветом выход. Вечером идем пока светло, как начинает смеркатся ищем место под лагерь, ставимся, ужинаем и отбой.
Почему все так долго? Воду нужно натопить из снега, это долго. В среднем на четверых нужно литров семь-восемь кипятка - на горячую еду, на чай и на заполнение термосов. Такое количество получается натопить в три захода. В палатке температура в среднем минус 10-15, это значит что все что могло замерзнуть либо уже замерзло либо вот-вот замерзнет. Одеватся и обуватся очень трудоемко. Например кожанные горные ботинки утром нужно буквально разбивать и долго разминать, иначе одеть их на ноги не представляется возможным. Брать ботинки в спальник тоже тот ещё вариант, во первых это не всегда поможет, особенно если ботинки промерзли за день, а если поможет - то иметь крупные мокрые вещи в спальнике удовольствие сомнительное - просохнуть не просохнут, а тепло заберут. Чуть легче если ботинки пластиковые с внутренним мягким ботинком; он меньше, не так замерзает и определить его на ночь в спальник гораздо проще.
Ещё из быта. Наложил еду в миску - не зевай и ешь быстро, только в этом случае есть шанс съесть всю порцию относительно теплой, но в большинстве случаев последние ложки это уже холодные слипшиеся макароны. :) Как я писал, замерзает все, кетчуп, майонез; хорошо себя показала украинская сгущенка в мягкой упаковке - не замерзла, просто стала гуще. Поэтому совет - смотреть на содержание воды в продукте, если воды много - замерзнет. Нереально порадовали сухари, я бы даже сказал выручили, они не замерзают и одинаково хороши в любую погоду. :)
Днем еда не предусмотрена, только перекус. Батончики а-ля сникерсы/конфеты с чаем из термоса - это наше все. Однако 'наше все' замерзает как и все остальное, потому давно знакомые продукты приобретают новые, в буквальном смысле, грани. :) В этом плане хорошо себя проявили спортивные энергетически гели, они не замерзают и не нужно тратить энергию на разжевывание, только толку от них ненадолго.
Всевозможные крема тоже змерзают напрочь, поэтому солнцезащитный крем нужно носить на теле. Ну это я сейчас такой умный, а там мы все загарали по полной. Концепция носить необходимое ближе к телу, а ночь брать в спальник, касается и всевозможных электронных устройств - дольше живет батарея.
Как-то так, мало по малу протекало наше житие-бытие. Условия движения выше становиллись сложнее, ветер с набором высоты только усиливался и временами просто валил с ног. Скорость движения оставляла желать намного лучего. К сожалению, через некоторое время трое участников решили снятся с маршрута и спустится вниз. Решение добровольное и осознанное. Каждый расчитывает свой предел и 'убиваться' на горе не стоит ни в коем случае. Правильно расчитать свои силы - это дорогого стоит, поскольку это может повлиять на движение и безопасность не только самих участников, но группы в целом. Поэтому такое решение ребят было принято остающимися адекватно и с уважением. Из любителей остался я один. Разобрали нужные общественные вещи по своим рюкзакам, попрощались и разошлись - на этот момент ещё можно было безопасно отпустить часть группы вниз. У нас же начался сложный спуск с перевала, влезли в кошки и вперед.
За несколько дней до нас под перевалом лавиной накрыло четверых россиян, трое погибли. Мы узнали об этом наканунне выхода. Я даже попросил всех наших отписатся родным что это не мы, потому что по телеящику и другим сми уже начали передавать неопределенную информацию об этой группе. Честно сказать ощущения после получения новости о гибели были неоднозначные; с одной стороны мы все знаем о возможных опасностях и все к ним морально готовы, но тут предстоит идти по месту недавней гибели людей и знать об этом каждую секунду - это вызвало эмоции которые обречь в слова я пока не умею.
Как то так и шли, шли, шли.
Когда мы почти достигли ледника Казбека уже смеркалось, у нас был выбор либо остатся на склоне, либо по темну идти по леднику. Все устали, внимание уже не то, было решено не рисковать на леднике. Как обычно врылись в склон, устроили быт. Эта ночь, на высоте 3500, запомнится; часа в два ночи поднялся ураганнный ветер. Опоры нашей палатки ложились почти горизонтально и пару раз я ловил себя на мысле что палтку разорвет. Выдержала. На такой высоте вообще тяжело спать, а тут ещё непогода, короче толком поспать нам не удалось. В эту ночь замерзли даже те кто раньше не замерзал.
Утром позавтракали и сели подводить баланс. Володя, наш коммандир, выбираясь из очередного провала в снег потянул поясницу, видно было что движение доставляет ему боль и влияет на темп движения. У меня тоже нарисовались проблемы, я сильно промерз за последнее время и правое легкое начало простреливать при дыхании. Вовка начал опасатся что это может являтся первичным симптомом отека легких (позже оказалось что нет), что может быть летально, если вовремя не уйти вниз. Группа ослабла. Оставалось пройти ледник и поднятся к базовому лагерю, откуда уже осущесвляется штурм вершины. На штурм мы планировали два дня, плюс один день на отдых и предварительную аклиматизацию на промежуточных высотах. Из-за задержки на крестовом перевале и медленного движения по глубокому снегу график съехал так что из трех дней нам на все про все остался один. Это означало что аклиматизацию мы сделать на успеваем. Надо сказать что набор полутора тысяч метров на этой высоте, за день, зимой и без акклиматизации - предприятие рискованнное. В общем мы взвесили все за и против и коллективно было принято единственно правильное в данной ситуации решение - начать спуск обратно.
Обратная дорога, за счет того что движение восновном вниз, прошла без приключений и значительно быстрее, хотя технически заметно сложнее. Сложнее потому что нагрузка на колени много больше, под снегом не знаешь чего ждать - камень, лед, трава - поэтому каждый шаг выверяется и контролируется. Единственный момент который запомнился особенно ярко это выход к перевалу где погибли россияне. На перевал идет достаточно долгий траверсирующий по склону подъем, над ним гладкая как зеркало наклонная стена метров двести-триста, собственно это и есть лавиноопасный участок. Если от стены отделится снежная доска то мама не горюй. Проходится этот участок минут за сорок, наверное. Значит идем, аккуратно, тихо, как вдруг громкий низкий хлопок, как будто оторвалась снежная полка или доска. Все конечно стремнулись и давай молится искать глазами место отрыва. К счастью ничего не было, скорее всего под нашей массой усел лед или снег на склоне (первая из следующих фот как раз сделана на этом склоне).
Вот собственно и все, вернулись ч/з крестовый перевал в Гадаури, где провели остаток времени за красным вином и катанием с горок.
Пару слов о том что следовало сделать по другому чтобы экспедиция прошла лучше:
1. Снегоступы. Зимой в горах обязательно нужны снегоступы для всей комманды.
2. Лопаты. Как минимум одну лопату на палатку, а лучше каждому участнику.
3. Горячее питание. В плане готовки макаронные изделия выглядят крайне привлекательно. Энергоемкие и время требуемоое для приготовления значительно меньше чем то что нужно для круп.
4. Планирование. Ориентироватся на летний график прохождения можно, но нужно обязательно учитывать заметнное падение скорости движения, более вероятную непогоду; в общем нужно удлинять график. Также зимой возможно имеет смысл зарезервировать на штурм не два, а три дня.
5. Быт. Для значительной экономии времени и сил зимой очень полезно иметь с собой систему быстрой готоовки как Jetboil или подобную.
6. Ночевки. Для ночевок нужна одежда и спальники со значителным запасом по темпертуре комфорта. Парни, у которых были с собой пуховые 'носки' для сна и бивака очень выигрывали в комфорте. В соединении с непрмокающими непродуваемыми бахилами такие носки представляют собой идеальнную бивачную обувь для зимы.
7. Трэкинговые палки. Палки фиксирующиеся с помощью внутреннего вращающегося замка очень плохо работают на морозе. Лучше брать палки с внешним замком. Также стоит подыскать палки из более прочных, но легких материалов. На глубоком снегу палки сильно деформирутся.
8. Перчатки. Из личного опыта, вместо зимних перчаток 'все в одном' лучше брать отдельно (а) две пары флисовых перчаток и (б) отдельно рукавицы верхонки. Эта комбинация более гибка для различных температур и различных режимов жизни (движение/привал/бивак/работа). При движении может быть достаточно только верхонок или флиса, на остановке можно одеть весь компплект и т.п.. На моих перчатках в какой-то момент внутренний флисовый слой подмок и при снятии вывернулся наружу - засунуть его обратно на ветру и морозе стоило больших физических и ментальных усилий. :)
9. Гамаши. Гамаши обычно народ берет в расчете на мокрый снег или траву. Однако мне очень нехватало их на глубоком снегу, это помогло бы сохранять ботинки сухими на протяжении более продолжительного времени.