[Эльбрус, северный склон, Июль 2011, Часть IV]

Sep 22, 2011 08:15



В день штурма встаем в 2:30 ночи, выход назначен на 3 ноль-нуль. Почему?Нужно не только зайти на вершину, но и спустится засветло. Но и это не главное, на Эльбрусе после обеда как правило погода начинает портится, а это опасно. Потому нужно выходить ночью или рано утром, в зависимости от предполагаемой скорости движения.

Когда мы проснулись (не могу сказать точно спали ли мы в ту ночь :)) небо от края до края было усыпано звездами, видно было что погода хорошая. В том месте где угадывался склон Эльбруса звезды словно по причудливому стечению обстоятельств выстроились в ряд. Помню подумал 'вот же оно как бывает'. Спустя мгновение мозг сообразил что не звезды это, это отблески фонариков группы что вышла в час ночи.

Итак, побудка. Завтрак из чая, витаминов и банки сгущенки на троих. Завариваем чай в термосы, литр воды, сникерс, гематоген, леденцы - перекус на день. Мороз, потому одеты по зимнему. С собой берем дополнительну одежду на случай непогоды: у меня запасная флиска, маска на лицо, горнолыжные очки на случай ветра. Все остальное на себе, кроме солнцезащитнных очков, ибо ночь. :) Решил идти с одной палкой, о чем позже чуть не пришлось жалеть, но об этом потом.

Ровно в три, как и планировали, выходим к леднику. Все собраны (или сонны), никаких шуток, молча и быстро обуваемся в кошки, связываемся в две связки и выходим. Идем с фонариками. Идем достаточно медленно, ледник полон трещин, в темноте трещину распознать трудно, разве по звуку бегущей воды или подойдя вплотную. Маршрут по леднику помечен вешками, идти нужно в разумном форватере, в какой то момент мы его теряем и минут десять уходит на поиски, спасает мой мощный фонарь (не буду называть производителя ибо реклама :)). Ощущения несколько другие нежели были во время аклиматизации, возможно из-за понимания важности момента. Возможно сказываются несколько иные условия - темнота и схваченый морозом склон.

Не доходя до нижних скал Ленца становится более-менее светло, отчетливо наблюдается расслоение атмосферы на разные слои, они даже цветом разные, розовые, синеватые - очень красиво, но честно сказать - не до фоток. Каждые несколько минут передышка, в прямом смысле этого слова, кислорода не хватает, особенно толстым как я :). Дойдя до нижних Ленца делаем первый большой привал с перекусом. Есть не хочется, можно не есть, но обязательно нужно пить, обезвоживание наступает очень быстро. Показывается солнце, одеваем очки. Очки нужны 3-4й степени защиты, чтобы гасить ультрафиолет который тут и свеху и знизу, отражается от снега и льда. Открытые участки густо смазываются защитным кремом. Один наш товарищ, Игорек, мазатся не стал, уж не знаю по каким мотивам - сжег себе лицо и шею, думаю запомнит на долго.

Развязываемся, дальше идем индивидуально, но в пределах видимости друг-друга. Меня так больше устраивает, можно держать свой индивидуальный ритм и темп. Прямо как музыка :). Постепенно народ разбивается по небольшим групкам 2-4 человека, у кого ритм и темп движения более-менее совпадает.

При длительном движении очень важно сохранять ритмичность и более-менее постояннную равномерную скорость, это позволяет расходовать силы равномерно и равномерно их востанавливать. Идти долго, потому чтобы держать ритм кто-то считает шаги, я по кругу повторяю куплет одной песенки, прочитал несколько раз - встал отдохнул, ещё один круг - встал отдогнул и так шаг за шагом, час за часом.

Если первый километр высоты проходится за 2.5 часа то на второй километр уйдет предположительно около шести. Буквально с каждым шагом идти становится труднее. Чем выше тем больше в куплет входит передышек.

Снизу скалы ленца выглядят небольшим нагромождением скальных пород и только наверху становится очевидным их истинный масштаб. Сначала открываеются нижние скалы, потом второй эшелон, потом третий, и все дальше и дальше, в сумме наверное метров пятьсот подъёма проходит меж и вдоль скал, кажется им нет конца.

Когда долго идешь, нужно как-то абстрагироватся от монотонности движения, иначе наветное можно тронутся головой. Помогает речитатив, тут нужно отключить мозг и двигатся как машина.

Где-то после прохождения массива скал Ленца мы постепенно начинаем догонять группу что вышла в час ночи, немцы средних лет неспеша идут с нашими инструкторами.

Постепенно солнце начинает припекать и снег становится мягче, по рыхлому склону идти субъективно сложнее, ноги зачастую проваливаются и вязнут, снег налипает на кошки. Вершины пока не видно.

Метров за двести до верины у меня опять сдает колено и разгибание доставляет дикую острую боль - вот когда я пожалел что взял лишь одну палку. Огромное человеческое спасибо ребятам из мчс россии, накануне они снабдили меня тугой укрепляющей повязкой, если бы не она то даже не знаю. :/

В какой-то момент я заметил что куплет, что я повторял весь подъем, начал терять сначала отдельные слова, а потом в голове вообще остался лишь ритм - слова забылись. Вот ведь какие штуки начиннает выкидывать мозг на высоте. Я из последних сил цеплялся за этот ритм чтобы хоть как-то поддерживать равномерное движение. Что интересно, при спуске все слова постепенно вернулись на место. :)

Вот последняя скала за которой предположительно вершина, последний рывок которому отдаются все силы и ... жуткое разочарование, вешина где-то далеко, метров за 500, в это невозможно поверить потому что вершина уже должна быть совсем-совсем рядом. Кажется что на ещё один рывок уже не хватит сил. Но все образовывается, обман зрения. Дело в том что восточная вершина являет собой кратер размером с футбольное поле и соответственно то что я принял за далекую вершину был южный (дальний) край кратера, просто после многочасового подъема мозг начинает путать где верх, а где даль. Подъем же оказался метров 80. Все!









Если бы я давал интервью, корреспондент обязательно задал бы вопрос типа: "что вы чувствовали на вершине?". Что чувствовал? Чувствовал что устал как собака, что колено уже не гнется, что вершина это пол пути и нужно ещё спустится назад. Также чувствовал некоторую опустошенность, как будто потерял что-то очень родное, свое.

Все? Неа. Подъем занял около 8.5-9 часов. Погода стала портится и долго оставатся на вершине становилось небезопасно. Спуск занимает около 4х часов, за это время погода может поменятся сто раз. Потому альпинисты считают восхождени законченым только когда ты уже внизу в лагере, а не когда ты на вершине. Начинаем спуск.

Спуск физически легче, но технически сложнее. Кроме того намного сильнее нагрузка на колени, основная часть травм колен, что я видел, случалась на спусках. Спасибо Коле из Магадана, который отдал мне две свои палки в обмен на мою одну, на них я спускался как на костылях, иначе было бы совсем невесело.

К полудню солнце превратило склон в кашу из снега и льда, спуск зачастую превращался в скольжение вниз. Вернулись приблизительно за 4 часа. У нижних Ленца мы опять связались вместе чтобы безопасно пройти трещины ледника. Прошли ч/з облако с градом, но в целом добрались нормально, вершина утонула в облаках, было видно как сильный ветер сдувает снег с вершин и склонов. Можно сказать что мы успели вовремя.

Вернулись загорелые как после недели на пляже. Приблизительно около 16ти по полудню были в своем лагере. Вот теперь уже можно было сказать что шурм вершины удался, прошел без потерь и занял около 13 часов. Эмоций пока никаких, есть не хотелось, наша палатка полным составом улеглась и я даже не помню вставали ли мы в это день или нет.

Часть I: http://d1metr.livejournal.com/181210.html
Часть II: http://d1metr.livejournal.com/181655.html
Часть III: http://d1metr.livejournal.com/181812.html

photo, kavkaz, color, 2011

Previous post Next post
Up