Путь самурая. История одного экспедиционника...

Feb 06, 2014 01:29



Вот и завершился очередной этап жизни. Этап, в котором я познакомился очень близко с таким удивительным внедорожным миром, поистине увлекательным способом путешествовать по необъятным просторам бывшего СССР. И, пожалуй, настало время написать немного о главном герое тех увлекательных поездок, в которых мне удалось побывать за прошедшие годы.
Да, да именно герое и главном участнике этого процесса...

Путешествиями увлекся давно. В студенческие годы по - большей части смотрел на карту большую и старую карту СССР, выделяя для себя интересные места. Позднее, когда появилась возможность, начал путешествовать. Пешком исходил Северный Тянь-Шань, на легковом автомобиле объехал всю Европейскую часть России да половину Европы и в какой - то момент возникло понимание, что я ограничен возможностями своего асфальтового автомобиля.
Завершался 2009 год, в этот момент мы поняли, что настало время расширить горизонты и купить настоящий внедорожник. Нет, не блестящий асфальтовый кроссовер, не кондовый УАЗик для поездок на рыбалку, а именно большой современный внедорожник. На дворе буйствовал финансовый кризис. Продажи всего чего можно стояли, словно берлинская стена, склады автомобильных дилеров были затоварены автомобилями ещё с 2008 года. Чем мы бессовестно и воспользовались, протестировав все, что хоть как-то отдаленно напоминало о внедорожнике, от легендарного LandRover до Jeep. К большому сожалению, в конце 2009 уже не осталось в продаже новых Nissan Patrol Y61, поэтому пришлось выбирать из того что было. В условиях ограниченного бюдежета, наличия тех или иных экземпляров на складах, выбор пал на Mistubishi Pajero Sport New 3.2D


Несмотря на то, что автомобиль первоначально не вызвал у меня ни каких эмоций, качественный тест-драйв по сугробам, да пересеченной местности склонил чашу весов в его пользу. Вот что значит грамотная продажа автомобиля клиенту. Как выяснилось позднее, мы забирали предпоследний экземпляр Mistubishi Pajero Sport New с двигателем 3.2D с МКПП, поставленный в РФ. Через несколько месяцев дилеры уже получали машины 2010 года с двигателем 2.5D
В марте 2010 года, мы его забрали. Вот он, весь такой новый, лакированный и ещё асфальтовый.


Он даже не догадывался тогда, что его ждёт в долгой автомобильной жизни.


В моих же планах на тот год было большое путешествие по Средней Азии.
Через несколько дней, радость от покупки дополнилась традиционными в таких случаях мыслями - «Дескать, раз у нас внедорожник, неплохо бы испытать его возможности».
Чем мы и воспользовались, практически сразу позорно сев в небольшой колее, на заснеженном поле. На радость многочисленным зрителям. Штатной шоссейной резине и просвету 220 мм в смеси снежной каши и грязи, не помогли ни 2 штатные блокировки, ни отчаянная игра газом и рулём. Это был наш первый провал.
После этого публичного фиаско и началась наша история строительства одного экспедиционника.
Первым делом начал изучать многочисленные специализированные внедорожные форумы. Так умудренные опытом «дядьки» рассказывали, как правильно надо готовить внедорожник таким же, как я, новичкам. Резина, лифтовка, лебедки, бампера, шноркели все дела. Обычно на этой стадии у новичков нет понимания, что же они хотят от своего автомобиля. Именно поэтому большинство владельцев внедорожников сначала проходят стадию «обвесить автомобиль металлом по-кругу», а потом с опытом и пониманием своих потребностей и возможностей автомобиля, приходят к правильной концепции идеального автомобиля, попутно либо его «раздевая», либо начинают строить с нуля уже новый проект. Но, несмотря на многочисленные советы новых друзей, решено было строить экспедиционник, таким, как он обычно выглядят на картинках - красочный шоу-кар….


В апреле, когда весна активно вступала в свои права, автомобиль прошёл первый этап «постройки» - установку универсальной грязевой резины BFGoodrich MT KM2 в размерности 31,6” и практически сразу тест-драйв на ближайшем клубном выезде с Pajero4x4.


Там мы освоили азы внедорожного вождения и получили свой первый внедорожный опыт. Дальше были многочисленные поездки в Мещеру, разнообразные внедорожные мероприятия, да и просто по ближайшим областям, где мы осваивали все возможности нашего автомобиля.


Ближе к июлю, автомобиль обзавелся экспедиционным багажником. Перед предстоящим путешествием в Среднюю Азию, мы уже серьезно озадачились первыми вопросами по компоновке груза в дальних путешествиях и прочими разнообразными вопросами, волнующими, обычно, начинающих путешественников.


Для хранения груза в багажнике было решено использовать пластиковые ящики, которые, конечно же, не выдержали 3-х недельной поездки. А после 12 - го прохождения таможенного и пограничного контроля, мы очень серьезно задумались об универсальном подходе к размещению багажа в салоне монообъеника. Оптимальное же решение было найдено и реализовано позднее, в виде полочной системы от «Скитальца» в 2011 году.


Осенью 2010 года, после возвращения из летнего путешествия пришло понимание, что штатная подвеска не удовлетворяет нашим задачам, а несколько сотен килограммов груза превращают автомобиль в кроссовер. Да и управляемость автомобиля, на штатной подвеске оставляет желать лучшего.
Был модифицирован экспедиционный багажник - появилось 2 стационарных крепления под канистры 20л, крепление под хайджек и шанцевый инструмент


В ноябре 2010 года, в автомобиль установили 2” лифт-комплект на основе KONI RAID и KONI HT. Ну а в декабре, для запланированной зимней поездки на Мезень, был уставлен автономный предпусковой подогреватель Eberspacher Hydronic 5kWt. Благодоря этому подогревателю, в зимних поездках, двигатель не остывал на холостых оборотах даже при температурах за -35С. Соответственно в салоне можно всё ночь держать комфортную температуру +10 ..+15С.


Одновременно с этим автомобиль получил себе удобную потолочную консоль, в которой очень гармонично разместилась CB-радиостанция, а в дальнейшем разместилась панель управления светом на багажнике и компрессором.


Итак, за прошедший год я начал понимать, что я хотел бы получить от этого автомобиля. В мае планировалась очередное путешествие в Казахстан, а летом были планы на Памир, Алтай и возможно Монголию. Пришло понимание, что шноркель даже более необходим в степях, чем для преодоления водных преград. Он позволяет не возить с собой несколько воздушных фильтров, не допуская забивания воздушных фильтров. Также решено было установить лебедку с тяговым усилием 4т - Sportway x9500. Лебедка обязательно нужна, если автомобиль, хотя бы иногда съезжает с асфальта. Самый простой вариант - съемный, чуть сложнее в силовой бампер и самый элегантный вариант - в штатный бампер. Мне же представился случай заменить штатный пластиковый бампер на силовой бампер от ARB, что собственно я и сделал, а в довершении на будущее был сделан боди-лифт в 3см. Лебедка этого чудесного китайского производителя, кстати, выдержала 3 года активного использования и сдала свои позиции только на Печорском Тракте.


После всех доработок нашего автомобиля, мы проехали очередные 6 тыс. километров по степям Казахстана от Каспия до Арала, в очередной раз, оптимизировав систему хранения груза и заменив её несколькими мощными ящиками от «заморозки». По - возвращению в Москву, я дозрел до осознанного перехода на полноценный 33” размер резины. Это максимальный размер, который можно установить на этот автомобиль без ущерба надежности основных узлов и без серьезных изменений в подвеске. Резина была заменена на BFGoodrich MT KM2 255x85R16, а мы в начале июня, направились тестировать автомобиль на пресловутый Бесов Нос в одну машину. Тест - драйв прошёл успешно за 6 часов в одну сторону и 4 часа в обратную. Попутно мы, наконец, осознали, что очень не удобно постоянно разбирать и собирать палатку, особенно в болоте или когда уже нет сил. Когда тебя атакуют миллиарды насекомых или просто хочется спать. Гораздо удобней и практичней иметь возможность встать на ночлег в любом месте, где автомобиль стоит более - менее ровно и спать в автомобиле без выполнения упражнений по перемещению груза в салоне. Для реализации этой идеи мы обратились к Диме «Скитальцу» и он собрал нам спальную систему под длительные зимние экспедиции, согласно нашим требованиям. Надо отдать должное, получилось достойно, тем более, если учесть, что наш автомобиль был первым НМПС, попавшим к нему в руки.


Несколько выдвижных ящиков, большой рундук и функциональные ниши очень удачно проявили себя в многочисленных выездах, а алюминиевый крепеж героически выдержал тысячи километров жестких грейдеров.


Весь груз аккуратно размещался в многочисленных отсеках. Также, при необходимости, в салоне могло разместиться до 150 литров топлива, не считая разнообразного груза.


Ну и в завершении моей концепции не хватало всего нескольких деталей. В планируемой длительной экспедиции, идти с одним запасным колесом крайне неосмотрительно. В результате недолгих размышлений пришло единственное подходящее решение - одно колесо размещалось в штатной нише под днищем, а вот второе могло разместиться только на калитке. Увы, но на тот момент, производители доп. оборудования, в том числе и Kaymar с ARB, не производили калиток для Pajero Sport New. Оставался только один вариант - установка заднего силового бампера с калиткой. На помощь в этом вопросе пришёл Александр (МШУ). Он сделал и установил мне отличный бампер с калиткой, тем самым практически закончив формирование образа нашего автомобиля. Мне оставалось только установить компрессор Беркут в нише заднего крыла и подключить дополнительный свет на багажнике.




В силу сложившихся обстоятельств, Монголия с Алтаем и Памиром отложилась на неопределенный срок, а строительство автомобиля было завершено. Финальное тестирование автомобиль успешно прошёл в экспедиции «Кольская Осень 2011».
Потом были многочисленные поездки выходного дня, Гжатский и Старокалужский тракт, Чухлома, экспедиция «Унжлаг», Карпаты, кольцо вокруг Байкала через 110-й зимник, зимняя экспедиция на Полярный Урал и в Воркуту - «Дорогами Крайнего Севера 2013». Ну и как завершающий аккорд - «Печорский трактЪ 2013».


За 4 года экспедиционной эксплуатации, автомобиль исколесил более 110 000 километров по дорогам и направлениям России и республикам бывшего СССР. Абсолютно все технические неприятности и поломки, происходившие с автомобилем за эти 4 года были связаны только с ошибками пилотирования. Несмотря на практически постоянное использование 33”, в автомобиле еще ни разу не менялись даже ступичные подшипники.
Все эти многочисленные выезды показали одно, автомобиль получился отличным, сбалансированным и надёжным, несмотря на тяжелый силовой обвес и 33” резину.


Это превосходный автомобиль, который не подводил меня в пустынных и жарких степях Казахстана, когда за бортом была температура за +45С. И тем более он не подвел меня на Крайнем Севере, в пустынной и безлюдной тундре, когда мерное урчание дизельного сердца дарило тепло пилоту и штурману в салоне, несмотря на низовую пургу и -43С за бортом.
Пожалуй, это лучший вариант для построения среднего экспедиционника. Конечно же, из всего того разнообразия новых автомобилей, представленных официально на нашем рынке.
Но, всегда хочется большего и иногда приходит понимание, что мои желания уже совсем не совпадают с возможностями моего надежного друга - автомобиля. В такие моменты особенно грустно осознавать, что ты просто перерос свой автомобиль. Пытаться получить от него невозможное - это разрушительно для нас обоих. Просто лучше будет найти ему нового хозяина, с которым он доживет свою прекрасную автомобильную жизнь в асфальтовом спокойствии


личное, опыт, мысли-планы

Previous post Next post
Up