Не так давно мне попалась на глаза статья "То, как мы работаем, нас убивает" (
The Way We Work Is Killing Us), интервью с Джеффри Пфеффером, автором книги "Умирая за зарплату" (Jeffrey Pfeffer, "Dying for a Paycheck"). Про книгу сказать ничего не могу, не читал (возможно, стоит), а интервью интересное (кто знает английский - рекомендую прочитать целиком), особенно если смотреть на него с марксистской точки зрения.
Речь идет почти исключительно про США, но это показательно. Во-первых, правые часто приводят США в качестве образца. Во-вторых, менеджмент в России нередко изо всех сил обезьянничает, стараясь перенимать именно американские практики, потому что они американские, а значит лучшие в мире. В-третьих, в развивающихся странах все еще хуже. Для начала введение от интервьюера:
"В Соединенных Штатах работники имеют одни из самых длинных, экстремальных и нерегулярных рабочих графиков; не имеют гарантий получения оплачиваемых больничных, оплачиваемых отпусков или оплачиваемых отпусков по семейным обстоятельствам; платят больше за медицинское страхование, но при этом больше подвержены заболеваниям и стрессам, чем работники в других развитых экономиках."
В оригинальной статье вышеприведенный абзац - со ссылками на статистику. подтверждающую все сказанное. Соединенные Штаты действительно являются плохим примером для агитации за капитализм и хорошим - для противоположных, то есть наших, целей. Одна из самых технологически развитых стран, крупнейшая экономика в мире и крупнейшая же империалистическая держава в XXI веке не может обеспечить то, что другие могли еще в середине XX века.
Теперь слово Джеффри Пфефферу:
"Мои коллеги и я рассмотрели 10 различных факторов риска на рабочем месте и их воздействие на здоровье - таких как экономическая небезопасность, конфликты между семьей и работой, длинный рабочий день, отсутствие возможности регулировать работу. Мы выяснили, что они отвечают за более чем 120000 избыточных смертей в год в Соединенных Штатах, что делает рабочее место пятой главной причиной смерти и обходится примерно в 190 миллиардов долларов избыточных медицинских расходов в год. Очень многие из этих практик, существующих на рабочем месте, таких как конфликты между семьей и работой и длинный рабочий день, также вредны для здоровья, как пассивное курение, являющееся известной причиной раковых заболеваний и регулируемое законодательно. Я намеренно выбрал такой заголовок книги. Мы в буквальном смысле убиваем людей. Люди умирают за зарплату. Думаю, это бессовестно."
В общем-то, в процитированном нет ничего нового. Хорошо, что это признает даже профессор школы бизнеса. Капитализм убивает. Можно, конечно, заставить его убивать меньше, введя строжайшие законодательные ограничения на продолжительность рабочего дня и гарантии больничных и отпусков, соблюдение которых будет жестко контролировать государство (привет анкаповцам, либертарианцам и прочим - по-другому не выйдет!). Но для этого нужно, чтобы на государство оказывалось мощнейшее давление, желательно не только изнутри, организованным рабочим движением, но и извне. Раньше такое было. Имеет ли смысл подобное в будущем? Вряд ли, но об этом позже.
Продолжаем знакомиться с мнением профессора:
"Ирония, конечно, в том, что большинство из той работы, что делает людей физически и психически больными, также не помогает ни компаниям, ни экономическим системам. Журнал Economist публикует интересную диаграмму, в которой по одной оси отложена продуктивность, по другой - число рабочих часов в день. Имеется неплохая обратная линейная зависимость - чем больше часов работают в стране, тем ниже там продуктивность.
Эти исследования проводились и на уровне промышленности и показали то же самое. Идея о том, что нужно работать все это безумное число часов, чтобы быть продуктивным. просто неверна. Она полностью эмпирически некорректна."
Опять-таки, описанный результат совершенно не удивителен. Но автор упускает одну важную вещь, которую прекрасно объясняет марксистская политэкономия.
Продуктивность (производительность труда) не является целевой функцией. Не то чтобы она совсем не важна, но менеджмент капиталистического предприятия оптимизирует не ее, а норму прибыли, которая, при прочих равных (оставим органическое строение капитала для другого поста) зависит от нормы прибавочной стоимости, которая, как известно, есть отношение всей массы прибавочной стоимости к переменному капиталу (m/v) или прибавочного рабочего времени к необходимому. Если взять, с одной стороны, высокопродуктивных работников и короткий рабочий день (у них еще и стоимость рабочей силы скорее всего будет выше), а с другой - низкопродуктивных, но длинный рабочий день, вполне возможна ситуация, что отношение m/v во втором случае будет выше. Неважно, что люди работают плохо, важно только то, что они работают намного больше необходимого!
Дальше:
"За последние два года средняя ожидаемая продолжительность жизни в Соединенных Штатах снизилась, а неравенство в области здоровья растет. Менее образованные люди имеют меньше возможностей доступа к медицинскому страхованию.
...
Уже сейчас разница между округами в Соединенных Штатах с наибольшей и наименьшей средней ожидаемой продолжительностью жизни составляет 20 лет. Двадцать лет!"
Профессор говорит и о массовых увольнениях, и о том, что компании перекладывают всю ответственность за здоровье на работников (любимый аргумент либералов, либертарианцев и т.п. - "это ваше здоровье, вы за него отвечаете, никто вам ничего не должен"). Он явно принадлежит к числу
"реформаторов" - призывает к изменениям капитализма без ликвидации самого капитализма, в том числе упоминает про то, что в современном капитализме во главу угла ставится мнение акционеров (будто когда-то было иначе!). Альтернативой, видимо, доложен стать тот самый
совладельческий капитализм.
Только давно уже ясно (и экспериментально проверено), что капиталист не нужен. Нужно ликвидировать наемный труд и вообще любое стремление максимизировать прибавочный продукт (в форме стоимости или нет - неважно). Целевой функцией должны быть потребности людей, в том числе и в отдыхе. Забудьте про понятие "прибыль" в любой форме. Что же касается "высоких" целей - исследование и преобразование мира вокруг нас, освоение космоса и так далее - уверяю, при удовлетворении базовых потребностей, т.е. создании необходимой предпосылки, они расцветут, как никогда.
Соответственно, первоочередными задачами пролетарского полугосударства (я опускаю период восстановления после возможной масштабной войны и/или интервенции - там придется напрячь силы) после ликвидации наемного труда на частные компании будут снижение продолжительности обязательного рабочего дня (судя по уровню развития технологий, 6-часовой рабочий день можно повсеместно вводить прямо сейчас), увеличение продолжительности отпусков и снижение пенсионного возраста при одновременном росте продолжительности жизни, активного долголетия и борьбе со старением вообще. Освобождение труда пойдет постепенно, а начинаться одно должно именно так.
В завершение - еще одно замечание, которое я хотел сделать еще давно, а сейчас представился очень подходящий случай. Здесь я приведу известную цитату Марка Твена из "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура", посвященную Великой французской революции:
"Казалось, будто я читаю о Франции и о французах до их навеки памятной и благословенной революции, которая одной кровавой волной смыла тысячелетие подобных мерзостей и взыскала древний долг - полкапли крови за каждую бочку её, выжатую медленными пытками из народа в течение тысячелетия неправды, позора и мук, каких не сыскать и в аду. Нужно помнить и не забывать, что было два "царства террора"; во время одного - убийства совершались в горячке страстей, во время другого - хладнокровно и обдуманно; одно длилось несколько месяцев, другое - тысячу лет; одно стоило жизни десятку тысяч человек, другое - сотне миллионов. Но нас почему-то ужасает первый, наименьший, так сказать минутный террор; а между тем, что такое ужас мгновенной смерти под топором по сравнению с медленным умиранием в течение всей жизни от голода, холода, оскорблений, жестокости и сердечной муки?"
Капитализм убивает, как и предыдущие антагонистические формации, убивает ежеминутно и число его жертв даже без учета жертв устроенных им войн и репрессий против угнетенных классов на порядки превышает число жертв всех когда-либо существовавших политических режимов, причислявших себя к коммунистическим, "красным" и так далее, вне зависимости от того, являлись ли они в действительности таковыми. Более того, даже если некие восставшие решили бы (вдруг, гипотетически, потому что это ни в коем случае не является революционной необходимостью) уничтожить всех представителей эксплуататорских классов, они все равно не смогли бы превзойти число жертв капитализма - это невозможно. Поэтому звучащие из уст правых обвинения в жестокости коммунистов просто не имеют под собой никаких моральных оснований. Коммунисты могу и должны поднимать эти темы, спорить - но между собой. А единственный ответ, который заслуживают сторонники капитализма - "посмотрите на себя и своего кумира".