Что им в нем не нравится?..

Nov 09, 2010 21:56



Недавняя информация о том, что знаковый труд А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" собираются включить в школьную программу, вызвала новую волну сетевых споров. Как обычно, красные зомби разразились праведным гневом. Желающих ознакомиться прошу нажать эту ссылку:
http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?f=11&t=290339
Вашему взору предстанет бездна воинствующего невежества и хамства, и это красноречиво характеризует культурный и нравственный уровень нынешних критиков.

В изложении адептов образ Солженицына предстает как в кривом зеркале. И это еще сдержанно сказано! 
Обобщенно перед нами возникает некий беспорядочно рефлексирующий по поводу "славного прошлого" тип, этакий мужской аналог Валерии Новодворской.

Но всякий, кому довелось непосредственно ознакомиться с творчеством А.И. должен наверняка осознать всю абсурдность и нелепость этой оценки, которую человеку могли дать лишь те, кто с его творчеством не знаком.

Но, как оказалось, упоминание А.И. приводит в исступление не только краснознаменных "кумрадов", но и народ, обитающий на ресурсах, позиционирующих себя как православные и русские. Вот ярчайший образчик:
http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/11/01/ierej_aleksij_moroz_proizvedeniya_solzhenicyna_nanesli_ogromnyj_uwerb_reputacii_russkogo_naroda/
Ссылка предоставлена   lubovkrossii.Нет смысла пересказывать всю полемику. Опять же - кликаем и читаем.  Все то же воинствующее невежество, "образованщина", плюс очевидная потеря идентичности. Видите ли, завсегдатаев форумов Русской народной линии (с такими русскими именами-никами как, например "Артур"), коробит, что о Солженицыне кто-то хорошо отзывается  - завели старую песню "про целили в коммунизм, попали в Россию" (на это отвечаю: целили в коммунизм - попали в коммунизм и в таких вот штатных пропагандистов). Справедливости ради скажу, что конкретно в этой полемике есть и альтернативные мнения, уже в чем-то близкие тому, что я об А.И.  неоднократно высказывал.

Конкретно по обсуждаемой статье и этому высказыванию ее автора, иерея А.Мороза, о том, что:
"Вообще у Солженицына нет героев духа. А сколько их было на тех же Соловках! Сколько было у нас новомучеников и исповедников, людей, которые шли на смерть, сохраняя своё достоинство, веру в Бога, верность своим идеалам! Какая была красота духовного подвига!"
Скажу, что это мнение иерея не соотвествует истине. Т.к. Архипелаг является именно исследованием советской репрессивной системы, исследованием, хотя написанным на устных свидетельствах и официальных советских документах, то предъявлять претензии к автору,  что он описал нравы зековской массы (жизнь по принципу: умри ты сегодня, а я завтра) такими, какими они были (и есть) - это просто смешно. Можно было бы и вовсе не обращать на это внимания, если бы батюшка то ли намеренно, то ли нечаянно, не опустил бы еще один важный момент. То, что в "Архипелаге" А.И. находит место и христианскому подвигу. Более того, прямо высказывает мысль, что именно вера помогала людям остаться людьми:

"Рыбы, символ  древних  христиан. И  христиане же - их  главный  отряд. Корявые, малограмотные,  не умеющие сказать речь  с  трибуны,  ни  составить подпольного воззвания (да им по вере это и не нужно!),  они шли  в лагеря на мучение и смерть - только чтоб не отказаться от веры! Они хорошо  знали, за что  сидят, и  были неколебимы в своих убеждениях!  Они единственные,  может быть, к кому совсем не пристала лагерная философия  и даже  язык.  Это ли не политические? Нет уж, их шпаной не назовешь.     И женщин среди них -- особенно много.  Говорит Дао:  когда рушится вера - тогда-то и есть  подлинно-верующие.  За  просвещенным  зубоскальством над православными батюшками, мяуканьем комсомольцев в  пасхальную ночь и свистом блатных на пересылках, -  мы проглядели, что  у грешной православной церкви выросли все-таки  дочери, достойные первых веков христианства - сестры тех, кого бросали на арены ко львам.
Христиан было множество, этапы и могильники, этапы и могильники, - кто сочтет  эти миллионы?  Они  погибли безвестно, освещая, как свеча,  только в самой  близи от  себя.  Это  были лучшие  христиане  России. Худшие  все  - дрогнули, отреклись и перетаились.
Так  это  ли  -  не больше?  Разве  когда-нибудь царская Россия  знала столько политических? Она и считать не умела в десятках тысяч.
Но так чисто, так без свидетелей сработано удушение наших политических, что редко выплывет нам рассказ об одном или другом.
Архиерей     Преображенский    (лицо    Толстого,    седая     борода).
Тюрьма-ссылка-лагерь, тюрьма-ссылка-лагерь (Большой  Пасьянс).  После такого многолетнего  изнурения в  1943 году  вызван  на Лубянку  (по дороге блатные сняли  с  него  камилавку). Предложено ему  - войти в Синод. После стольких лет,  кажется,  можно  бы  себе  разрешить  отдохнуть  от  тюрьмы?  Нет,  он отказывается:  это - не  чистый Синод,  не  чистая  церковь.  И -  снова в лагерь.
А  Валентин Феликсович  Войно-Ясенецкий (1877-1961), архиепископ Лука и автор  знаменитой  "Гнойной  хирургии"?  Его  жизнеописание,  конечно, будет составлено, и не нам  здесь писать о нем. Этот человек избывал талантами. До революции он уже  прошел  по  конкурсу в Академию Художеств,  но оставил ее,
чтобы лучше  служить человечеству - врачом. В  госпиталях  первой  мировой войны  он  выдвинулся  как  искусный  хирург-глазник,  после  революции  вел ташкентскую клинику,  весьма  популярную  по всей  Средней Азии.  Гладчайшая карьера  развертывалась перед  ним, какой и шли наши современные преуспевшие знаменитости, - но Войно-Ясенецкий ощутил, что служение его недостаточно, и
принял  сан  священника.  В  операционной он повесил икону и читал студентам лекции  в рясе  с  наперсным  крестом (1921 г.). Еще  патриарх  Тихон  успел назначить его ташкентским епископом. В 20-е годы Войно-Ясенецкий  сослан был в Туруханский  край,  хлопотами многих возвращен, но уже  заняты были  и его врачебная кафедра и его епархия. Он частно практиковал (с дощечкою  "епископ Лука"), валили валом больные (и  кожаные куртки тайком),  а избытки  средств раздавал бедным.
Примечательно, как его убрали.  Во вторую ссылку (1930 г., Архангельск) он  послан был не по 58-й статье,  а -  "за подстрекательство  к  убийству" (вздорная история,  будто  он  влиял  на жену и тещу  покончившего  с  собой физиолога  Михайловского, уже  в  безумии  шприцевавшего  трупы  растворами, станавливающими  разложение, а газеты шумели  о "триумфе советской науки" и рукотворном "воскрешении"). Этот  административный прием  заставляет нас еще менее формально уразуметь, кто же такие истинно-политические. Если не борьба с  режимом, то нравственное или жизненное противостояние ему - вот  главный признак.  А  прилепка  "статьи"  не  говорит  ни   о  чем.  (Многие  сыновья раскулаченных  получали  воровские  статьи,   но  выявляли  себя  в  лагерях истинно-политическими.)
В архангельской  ссылке Войно-Ясенецкий  разработал новый метод лечения гнойных ран. Его  вызывали  в Ленинград, и  Киров уговаривал его снять  сан, после  чего  тут  же  предоставлял  ему  институт.  Но  упорный  епископ  не согласился даже на печатание  своей  книги без указания  в скобках сана. Так без института и без книги он окончил ссылку в  1933 г., воротился в Ташкент, там получил третью ссылку в Красноярский край. С начала  войны  он работал в сибирских  госпиталях, применил  свой метод лечения  гнойных  ран -  и  это привело его к Сталинской премии.  Он согласился получать ее только в полном епископском облачении!"
http://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/gulag2.txt

Как после этого воспримать высказывание иерея А.Мороза, про то что нет у Солженицына описания подвигов христианских мучеников 20 в.?..
Впрочем, не буду развивать эту мысль. По-моему, все и так ясно.
В то же время, говоря о том, нужно ли включать "Архипелаг" в школьную программу - я однозначно скажу "нет". Это не то произведение Солженицына, которое можно изучать в школе, тем паче, что есть у А.И. масса произведений малой и средней формы, которые более подходят под определение "художественная литература", и лучше воспринимаются. А так если считать "Архипелаг" художественным произведением, то с таким же успехом можно начать проходить по литературе и книги памяти жертв политических репрессий, и Бутовский мартиролог...

Возвращаясь к основной теме поста - стенаниям и злобствующей критике А.И. его противниками - скажу, что, когда они заявляют, что "Архипелаг" приносит ущерб интересам России, становится очевидно, какая идентичность у этих людей, и какую "Россию" они имеют ввиду. 
Особенный "ущерб интересам" нынешних красных кудесников должна, очевидно, наносить вот эта цитата:

"Представление о  справедливости  в глазах людей исстари складывается из двух половин: добродетель торжествует, а порок наказан. Посчастливилось нам дожить до такого времени, когда добродетель хоть  и не  торжествует, но  и не  всегда травится псами. Добродетель битая,  хилая, теперь допущена войти в своем рубище, сидеть в уголке, только не пикать. Однако  никто  не  смеет  обмолвиться  о пороке. Да,  над  добродетелью измывались, но порока при этом - не было. Да, сколько-то миллионов  спущено под откос -- а  виновных в этом не было. И если кто только икнет: "а как  же те, кто..." - ему со  всех сторон укоризненно, на первых порах дружелюбиво: "ну что-о  вы, товарищи!  ну зачем  же старые  раны тревожить?!А потом  и дубинкой: "Цыц, недобитые! Нареабилитировали вас!"
И вот в Западной  Германии к 1966 году осуждено ВОСЕМЬДЕСЯТ ШЕСТЬ ТЫСЯЧ преступных  нацистов -  и  мы   захлебываемся,  мы  страниц  газетных  и радиочасов  на  это  не  жалеем,  мы и  после  работы  остаемся  на митинг и проголосуем: МАЛО! И 86 тысяч - мало! и 20 лет - мало! продолжить!
А у нас  осудили  (по  рассказам Военной  Коллегии  ВерхСуда)  - около ДЕСЯТИ ЧЕЛОВЕК.
То, что за Одером, за Рейном -- это нас печет. А то,  что в Подмосковье и под  Сочами  за зелеными заборами, а  то,  что убийцы наших  мужей и отцов ездят  по нашим улицам и  мы им  дорогу уступаем - это  нас  не  печет,  не трогает, это - "старое ворошить".
А  между  тем если 86  тысяч  западно-германских  перевести на  нас  по пропорции, это было бы для нашей страны ЧЕТВЕРТЬ МИЛЛИОНА! 
Но и за четверть  столетия мы  никого их  не  нашли,  мы  никого их  не вызвали в суд, мы боимся разбредить их раны.  И  как символ их всех живет на улице Грановского 3 самодовольный, тупой, до сих пор ни в чем не убедившийся Молотов, весь пропитанный нашей кровью, и благородно переходит тротуар сесть в длинный широкий автомобиль.
Загадка, которую  не нам,  современникам,  разгадать: ДЛЯ ЧЕГО Германии дано наказать своих злодеев, а России -  не  дано? Что  ж за гибельный путь будет у  нас, если не дано  нам очиститься от  этой скверны, гниющей в нашем теле? Чему же сможет Россия научить мир?
В немецких судебных  процессах то там,  то  сям, бывает дивное явление: подсудимый берется за голову, отказывается от защиты  и ни о  чем не  просит больше суд. Он говорит, что череда его преступлений, вызванная и проведенная перед ним вновь, наполняет его отвращением и он не хочет больше жить.
Вот высшее достижение суда: когда порок  настолько осужден, что от него отшатывается и преступник.
Страна,  которая  восемьдесят шесть  тысяч раз  с помоста судьи осудила порок (и бесповоротно  осудила его в литературе и среди молодежи)  - год за годом, ступенька за ступенькой очищается от него.
 А что делать нам?.. Когда-нибудь  наши потомки назовут несколько  наших поколений - поколениями  слюнтяев: сперва мы покорно позволяли избивать нас миллионами, потом мы заботливо холили убийц в их благополучной старости.
Что  же делать, если великая традиция русского покаяния им  непонятна и смешна? что же делать, если животный страх  перенести даже  сотую долю того, что  они   причиняли  другим,   перевешивает  в  них  всякую  наклонность  к справедливости? Если  жадной охапкой они держатся за урожай благ, взращенный на крови погибших?"
http://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/gulag.txt
Именно этим А.И. кое-кому и не нравится.

Солженицын, контрпропаганда

Previous post Next post
Up