О половом воспитании биологов

Sep 18, 2020 12:00

Внимание, контент 18+!

Я вам уже, наверное, надоел своим нытьём о деградации каких-то там отраслей научного знания. Что же, держите нытьё об области знания, где никакой деградации не наблюдается - потому что там с самого начала деградировать было некуда. Поговорим о половом воспитании.

Когда заговаривают о такой вещи, то обычно общество разделяется на два непримиримых лагеря. Поборники традиционных ценностей вопят о том, что не нужно ничего детям рассказывать об этой сфере - как придёт время, сами научатся, а до того - разврат. Излишне упоминать, сколько случилось заражений венерическими заболеваниями, нежелательных беременностей и психотравм из-за такого подхода - Сеть полнится подобными историями, мы их обсуждать не будем. Люди же, выступающие за половое воспитание в школах, вспоминают, что им либо совсем не рассказывали об этом на уроках анатомии (учитель просил самостоятельно прочесть соответствующий параграф дома), либо в лучшем случае уделяли внимание "клеточному" уровню - всякие там яйцеклетки-сперматозоиды, а про остальное всё равно не упоминали. Всё это, конечно, удручает, но вы, наверное, думаете, что так дело обстоит только в средних школах? Уж, скажем, у биологов всё это преподают гораздо лучше - не в контексте "полового воспитания", конечно, но с точки зрения биологической науки как таковой? Как бы не так. Расскажу вам свою историю.

В 8 классу я уже был достаточно подкован в биологии, чтобы получить индульгенцию на посещение этого предмета, так что не могу сказать, как объясняли это нам - но, судя по всему, никак, как и всем остальным. Однако, обучаясь впоследствии на Учебно-производственном комбинате, я обнаружил в кабинете, посвящённом сельхозмашинам, книгу. Она пролежала в столе явно не один месяц (а то и год) и, судя по её истрёпанному состоянию, уже точно никому не была нужна, поэтому я с чистой совестью забрал её домой. Она называлась "Искусственное осеменение сельскохозяйственных животных" - обычный учебник для зоотехников. Книга оказалась весьма увлекательной и содержала сведения, которые мне тогда (а, забегая вперёд, скажу, что и сейчас) не удавалось почерпнуть из других источников. Про детальную анатомию половых органов коней, коров и коз я не говорю - в книгах по человеческой анатомии этого добра хватало. А вот физиологическое описание полового акта - тема куда более интересная. Например, я с удивлением узнал, что, хотя у большинства млекопитающих (в том числе и у людей) пещеристые тела полового члена во время эрекции наполняются артериальной кровью, у жеребцов они наполняются венозной, что влечёт за собой крайне медленную эрекцию (а также наводит на любопытные сравнительноанатомические размышления). А также там были схемы и описания рецепторов и гормонов, запускающих различные процессы во время полового акта, например, такая:


Конечно, эти описания были не слишком подробны - но помилуйте, это учебник для техникумов! Зоотехникам всё это нужно лишь для общего развития, а смотри-ка - авторы не пожалели, написали.

Когда на втором курсе биофака у нас началась анатомия человека, я порадовался: о, наконец-то живьём посмотрю на все эти потроха, которые раньше только на картинках видел, любопытно же! Однако большую часть курса мы занимались скелетом, а всякими матками и яичниками перед нами помахали лишь раз, и то издали. Ну да ладно, - подумал я. - Наверное, антропологов этому подробней ещё научат, ну а мы же не антропологи, что поделать...

На третьем курсе у нас был огромный годовой курс физиологии человека и животных. На меня он произвёл весьма гнетущее впечатление. Во-первых, вместо нормальной физиологии мы разбирали в основном всякие клеточные рецепторы. Вернее, оказалось, что сейчас это и является мейнстримом в физиологии, но у меня создалось впечатление, что за всеми этими рецепторными "деревьями" исследователи не видят "организменного" леса. Параллельный кафедральный курс экологической физиологии, намного более толковый, на мой взгляд, лишь утвердил меня в этой точке зрения. Во-вторых, "животные" в названии курса были лишь для красного словца - ну да, у нас были опыты на крысах и лягушках, но по сути всё это были лишь модели для понимания физиологии человека, ни о какой сравнительной физиологии речи не шло. Тем не менее, как раз из-за крайнего "антропоцентризма" курса я надеялся, что когда мы дойдём до физиологии репродуктивной системы, уж там-то я дополню все свои знания, почёрпнутые ещё в стенах Учебно-производственного комбината! Увы, такой темы в учебном плане заявлено не было, на лекциях мы этого не коснулись. Дыхание, пищеварение, кровообращение - сколько угодно, размножение - у человека разве есть такая физиологическая функция? (Если вы думаете, что это должны рассматривать в курсе эмбриологии, а не физиологии, то ошибаетесь - эмбриологи обычно рассказывают про гаметогенез и оплодотворение на клеточном уровне, но не на организменном)

В качестве учебников к курсу нам рекомендовалось два. В первом - "Фундаментальная и клиническая физиология" (под редакцией Камкина и Каменского) - вообще не нашлось раздела о физиологии репродукции, во втором - "Физиология человека" (под редакцией Шмидта и Тевса) - есть глава 33 "Репродукция и беременность", но на физиологию полового акта там отводится лишь немногим более страницы (а вся глава занимает всего четыре - для сравнения: пищеварительной системе там посвящено 43 страницы):


На самом деле, уровень подробности примерно такой же, какой был в "Искусственном осеменении сельскохозяйственных животных", только там ещё схемы были, а тут чисто текст (то есть, по факту, всё ещё хуже).

В общем, к чему весь этот мой длинный рассказ. Безусловно, в педагогической среде существует стыдливый негласный запрет на обсуждение тем, связанных с репродукцией человека, со школьниками. Это неприятно, но объяснимо. Но меня в своё время очень удивило (и до сих пор продолжает удивлять), что существует подобный же негласный запрет на преподавание физиологии половой системы человека на биологических специальностях, хотя казалось бы - все лишние люди, которые бы тупо ржали над объяснением таких деликатных тем, давно отсеялись, остались только люди с непосредственным профессиональным интересом. Причём исследования же наверняка существуют - но включать их в учебники для студентов и даже просто в лекционные курсы почему-то не спешат. И пока такая стыдливость наблюдается даже в профессиональном сообществе - то о каком внедрении полового воспитания в школы можно говорить?
Previous post Next post
Up